WWW.ХХС.RU \ ИСТОРИЯ ХРАМА (1812-2000 гг.) \ ИСТОРИЯ ХРАМА \ ВТОРОЙ КОНКУРС
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

ИСТОРИЯ ХРАМА
ВТОРОЙ КОНКУРС НА СОЗДАНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Приняв решение о прекращении строительных работ на Воробьевых горах, 11 мая 1827 года Сенат издает указ, где говорится: "Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова".(1)

19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал-губернатору: "Его Императорское Величество приказал, чтобы князь Голицын собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных".(2) Все приглашенные к участию в конкурсе московские и петербургские архитекторы согласились с возможностью возвести храм на поверхности Воробьевых гор. 
Из петербургских архитекторов выразили согласие заняться составлением проекта на Воробьевых горах А.А. Михайлов, В.П. Стасов, А.И. Мельников, В.А. Глинка, Э.Х. Аннерт, В.И. Беретти, А.П. Брюллов (ему Николай I персонально приказал заняться проектированием храма), а также Н.Е. Ефимов и И.И. Шарлемань; из московских - Е.Д. Тюрин, Н.В. Сакстон, А.С. Татищев, М.В. Горголицын, А.И. Бове, А.И. Давыдов, К.А. Ламони, А.С. Сумароков, В.А. Риеппи.  Но при этом многие московские зодчие, предложившие свои варианты размещения храма Христа Спасителя на городской территории, - О.И. Бове, Ф.М. Шестаков, И.Т. Таманский - от участия в составлении проекта храма на Воробьевых горах отказались. Петербуржец Тон, человек исключительно чуткий к новым веяниям, примкнул к исканиям последних.
Кроме приглашенных, во втором конкурсе по собственной инициативе приняли участие еще несколько профессиональных архитекторов, а также любители. 
Вот некоторые из проектов второго конкурса на создание храма Христа Спасителя.

I. Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Воробьевых гор.

В.П. Стасов дает собственную интерпретацию идеи трехчастного храма Витберга, но расположенного на гладкой поверхности, а не на склоне Воробьевых гор. Проект Стасова возрождает в классической модификации схему многоярусного русского храма конца XVII - начала XVIII в. Первый ярус - квадратный в плане, с 4-колонными портиками в центре каждого фасада. Объем первого яруса служит подножием главок-колоколен, окружающих второй ярус - круглый объем-подиум. На нем возвышается окруженная колоннадой глава купола - третий ярус стройной композиции, вытянутой по вертикали.

Проект А.И. Мельникова типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.

Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами. Созданный Кутеповым проект очень близок к утвержденному Императором проекту К.А. Тона. Проект Кутепова, как и выполненные во второй половине 1820-х годов проекты В.П. Стасова (Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в русской колонии Александровка под Потсдамом), А.И. Мельникова (Спасо-Преображенский собор в Нижнем новгороде) и другие - яркое свидетельство жизнеспособности идеи А.Н. Воронихина, участвовавшего в первом конкурсе на создание храма Христа Спасителя.

II. Проекты, ориентированные на исторический центр Москвы, в том числе на Кремль и Китай-город.

Ф.М. Шестаков предложил соорудить храм на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом. План храма, овальная форма площади и расходящиеся со стороны каждого закругления овала трехлучия вновь прокладываемых улиц свидетельствует об ориентации архитектора на опыт ренессансного и барочного Рима. 

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу
Для ансамбля храма Христа Спасителя архитектора И.Т. Таманского - с полуциркульной площадью, с колоннадой перед главным фасадом, расположенным напротив Соборной площади Кремля - одним из примеров стал Казанский собор Воронихина. План овальной площади, на которую выходит второй продольный, обращенный в противоположную от Кремля сторону фасад храма, опирается на несколько прототипов. Это уже упоминавшаяся площадь собора св. Петра в Риме, а также планы типичных для Древнего Рима сооружений - ипподромов, колизеев, а главное - овальная форма знаменитого форума императора Траяна.
Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества".(3)  Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями. 

О.И. Бове предлагает соорудить храм на Швивой горке. Он как бы повторяет в новой ситуации местоположение храма Витберга на вершине горы, предполагая одновременно сделать новый ансамбль неотъемлемой частью обращенной к Москве-реке панорамы с Кремлем и Китай-городом. В то время стена Китай-города проходила фактически у подножия Швивой горки, поэтому выбор такого места казался тогда более "историческим", чем сегодня.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя  предлагалось построить также в самом центре Москвы, также в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот. 
Пятикупольный храм, выполненный в традициях казаковской школы, выглядел бы в послепожарной Москве анахронизмом. Но в проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план, близкий аналогичным планам храмов нарышкинской архитектуры конца XVII - начала XVIII веков. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем. 
Проекты Малютина "по худому их соображению не удостоились внимания Его Императорского Величества".(4)  Однако нашего внимания он, бесспорно, заслуживает как очередной пример настойчивых стремлений архитекторов связать зрительно и планировочно новую святыню с исторической - храм Христа Спасителя с Кремлем - и одновременно, благодаря своим гигантским размерам, уравнять их в значении.

В конце 1831 года, после ряда конкурсов, Николай I вызывает К.А. Тона в Москву и поручает ему проектирование храма Христа Спасителя. Как произошло утверждение проекта, каким образом пал на Тона выбор - документально пока выяснить не удалось.

_______
1).
Полн. собрание законов. Второе. Т. II, № 1509. Цит. по: Снегирев В.Л. Указ. соч. С. 65.

2). ЦГИА ф. 472, оп. 17 (96(933). 1829 - 1831 гг., д. 11б, л. 8.

3). ЦГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 2, д. 945, лл. 166 - 171 об.

4). ЦГИА, ф. 472, оп. 12, 1828г., д. 399, лл. 33 об., 34.


БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Другие проекты.


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ РАЗДЕЛА

Проект храма Христа Спасителя А.И. Мельникова. 1831г.



Проект храма Христа Спасителя А.С. Кутепова. 1831г.




Генеральный план храма Христа Спасителя на Царицыном лугу. И.Т. Таманский. 1829г.




Вариант генерального плана храма Христа Спасителя. Е.Г. Малютин. 1829г.




Профиль храма Христа Спасителя со средним сводом. Е.Г. Малютин. 1829г.




Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Архитектор И. И. Шарлемань. 1831г.