WWW.ХХС.RU \ НОВОСТИ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
НОВОСТИ
 

2010

ФЕВРАЛЬ

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Ливана Мишелем Сулейманом

25 февраля 2010 года в Москве в Патриарших палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Ливана Мишелем Сулейманом.

Во встрече также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Х. Паласио.

От МИД Российской Федерации участвовали специальный представитель Президента России по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел А.В. Салтанов, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Ливане С.Н. Букин, посол по особым поручениям МИД России А.В. Вдовин, начальник отдела Сирии и Ливана Департамента Ближнего Востока и Северной Африки Министерства иностранных дел Российской Федерации А.Л. Панов.

Президента Ливанской Республики сопровождали заместитель Председателя Правительства, министр обороны Элиас Мурр, министр иностранных дел и по делам эмигрантов Али Аш-Шами, государственный министр, председатель федерации ТПП Ливана Аднан Кассар, министр экономики и торговли, председатель ливанской части Российско-Ливанской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству Мохаммад Сафади, министр промышленности Абрахам Дадьян, Чрезвычайный и Полномочный посол Ливанской Республики в Российской Федерации Ассем Жабер, генеральный директор Администрации Президента Нажи Аби Асси.

Приветствуя высокого гостя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал визит М. Сулеймана в Москву событием по-настоящему историческим, поскольку впервые в истории двусторонних отношений Президент Ливанской Республики посещает Россию. «Убежден, что Ваш приезд и переговоры в Москве будут плодотворными и послужат к пользе народов наших стран», — отметил Его Святейшество.

Подчеркнув, что Русская Православная Церковь на протяжении многих лет поддерживает дружественные, сердечные отношения с народом Ливана, Святейший Владыка напомнил о встречах его предшественников на Московском Патриаршем Престоле с представителями руководства этой страны и сказал: «Я рад тому, что имею возможность сегодня принимать от имени Русской Церкви Президента Ливанской Республики».

Его Святейшество упомянул об этапах жизненного пути М. Сулеймана — профессионального военного, прошедшего все ступени трудной и опасной воинской службы, приложившего много усилий для восстановления мира в своей стране. «В очень тяжелый момент народ Ливана выбрал Вас своим Президентом, соединяя со своим выбором надежды на мир и справедливость в стране, на свободу, суверенитет, независимость и целостность Ливана», — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к главе государства.

Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что религиозный фактор всегда играл очень важную роль в политической жизни Ливана, нередко работал на консолидацию ливанского общества, на установление разумных балансов во власти. Вспомнив о трагической для всего народа страны гражданской войне, вспыхнувшей 35 лет назад, Святейший Патриарх сказал: «Мы благодарим Бога за то, что ливанский народ сумел преодолеть эту смуту, этот конфликт. И сегодня мы наблюдаем укрепление межконфессионального диалога в стране и отмечаем разумную и сбалансированную политику власти, которая стремится содействовать этому диалогу».

В продолжение своей речи Святейший Владыка обратился к ситуации на Ближнем Востоке, где доныне не нашли разрешения коренные проблемы, которые порождают конфликты в регионе.

По свидетельству Святейшего Патриарха Кирилла, Русская Православная Церковь прилагает значительные усилия для того, чтобы участвовать в выработке решений, которые помогли бы людям преодолеть эти фундаментальные разделения. «Мы находимся в постоянном диалоге по данному вопросу с Правительством Российской Федерации и Правительствами других стран, с Антиохийским Патриархатом, с другими христианскими общинами на Ближнем Востоке, — рассказал Его Святейшество. — Мы внимательно слушаем то, что говорят люди этого региона земного шара, и стараемся передавать им свое миротворческое послание. Вместе с Антиохийским Патриархатом мы также участвуем в решении целого ряда гуманитарных вопросов, связанных с оказанием материальной помощи».

Важной темой встречи стал вопрос развития православного паломничества в Ливан. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, эта земля всегда привлекала русских богомольцев. Особенно большой поток паломников был в XIX веке: русские православные люди посещали Сайду, отправляясь далее к берегу Галилейского моря, долине реки Иордан.

Путешествие к святым местам есть выражение духовных потребностей людей, но одновременно вопрос организации паломничества имеет также экономическое и политическое измерение, упомянул Святейший Владыка, подчеркнув: «Сегодня сотни тысяч русских людей приезжают на Ближний Восток с паломническими целями, и число паломников может возрасти до миллиона. Сегодня паломнические потоки по большей части обходят Ливан. Полагаю, нам нужно совместно подумать о том, чтобы Ливан был максимально включен в систему православного паломничества из России и Восточной Европы».

Его Святейшество высказал предложение установить более прочные связи между Министерством туризма Ливана и Русской Православной Церковью: «Отдел внешних церковных связей, который здесь представлен его председателем митрополитом Иларионом, с нашей стороны мог бы активно включиться в проработку всех этих вопросов. Конечно, современное паломничество требует современной инфраструктуры. Мы могли бы совместно подумать об ее создании».

Именно с паломнических поездок в XIX веке начала существовать русская диаспора в Ливане, напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви. Русские люди, постоянно живущие в этой стране, внесли свой вклад в становление государственности в Ливане, в его систему образования и культуру. Сегодня в Ливанской Республике существует большая русская диаспора, которая составляет, по разным подсчетам, от 7 до 10 тысяч человек.

«В Вашем лице я хотел бы поблагодарить власти Ливана за доброе отношение к русским в этой стране», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к Президенту Ливанской Республики.

Он также поведал о взаимодействии с Антиохийским Патриархатом в вопросах пастырского окормления русских людей в Ливане. Так, в Бейруте существует православный русский приход. Его Святейшество также приветствовал решение властей Бейрута о выделении земельного участка под русское кладбище. Вместе с тем Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал, что экономические проблемы, которые сегодня существуют в Ливане, в том числе проблема безработицы, затрагивают и русскую диаспору.

Святейший Патриарх Кирилл отметил добрые отношения между Антиохийской и Русской Православными Церквами. Развитию этих отношений способствуют официальные представительства Патриарха Антиохийского в Москве и Патриарха Московского и всея Руси в Дамаске. Его Святейшество высоко оценил труды представителя Антиохийской Церкви в Москве архиепископа Филиппопольского Нифона, который «не только прекрасно представляет свою Церковь и свою страну, но и играет очень положительную роль в религиозной жизни Москвы».

«В соответствии с существующей традицией я как новоизбранный Патриарх должен нанести визит Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей, — отметил Святейший Владыка. — На ноябрь 2010 года запланировано посещение Сирии и Ливана. С радостью ожидаю этот визит. Я хорошо знаю Вашу страну, много раз там бывал. Поэтому хочу сказать, что со своей стороны готов максимально содействовать развитию отношений Ливана с Россией, Украиной, Белоруссией и другими странами, которые составляют каноническую территорию Русской Православной Церкви».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также сообщил, что Русская Церковь готова содействовать развитию гуманитарных отношений между двумя странами. В частности, он рассказал о сотрудничестве с Баламандским православным университетом на севере Ливана, выразив надежду на то, что программа обмена студентами будет развиваться.

Глава Ливанской Республики поблагодарил Святейшего Патриарха за встречу, подчеркнув: «Приглашение Президента Медведева посетить Российскую Федерацию дало нам возможность вновь вспомнить о глубине отношений, которые связывают Ливан и Россию во всех областях, в том числе и в тех областях, о которых вы, Ваше Святейшество, изволили упомянуть — о культуре и религии». Со своей стороны Президент Ливана напомнил о теплых дружеских отношениях, связывающих Россию и Ливан с XVIII века, и выразил надежду на их развитие.

М. Сулейман выразил надежду, что нынешняя беседа найдет продолжение во время предстоящего посещения Ливана Предстоятелем Русской Православной Церкви.

В ходе встречи Святейший Патриарх Кирилл рассказал Президенту Ливана о сегодняшнем визите на Украину, где Его Святейшество благословил нового Президента этой страны. «Я не являюсь Патриархом Российской Федерации. Я Патриарх Русской Церкви, каноническая территория которой включает 15 государств», — подчеркнул Святейший Владыка.

По завершении встречи Его Святейшество подарил Президенту Ливана набор подсвечников, художественно оформленных цветной эмалью.

Президент Ливана преподнес Святейшему Патриарху Кириллу часть датируемого V веком ливанского кедра, найденного в ходе археологических работ.


Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Ливана Мишелем Сулейманом

В неделю первую Великого поста и праздник Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя

21 февраля, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Накануне Всенощное бдение в Соборном храме возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона и епископа Подольского Тихона.

Его Святейшеству сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Вострский Тимофей (Иерусалимский Патриархат), Волоколамский Иларион; архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, Илиан (Востряков), Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Серафим (Зализницкий), Красногорский Савва, Анатолий (Аксенов), Видновский Тихон, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Бронницкий Игнатий, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон; а также представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд), ректор Православной духовной семинарии в городе Йоэнсуу протоиерей Рауно Пиетаринен (Финляндская Православная Церковь), секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, все благочинные г. Москвы и столичное духовенство.

На богослужении присутствовали Чрезвычайные и Полномочные Послы иностранных государств в Российской Федерации: Республики Болгария П.И. Грозданов, Румынии К.М. Григорие, Украины К.И. Грищенко, Республики Кипр П. Кесторас, Греческой Республики М. Спинеллис, Боснии и Герцеговины Ж. Янетович, Республики Молдова А.К. Негуца, Республики Сербия Е. Курьяк.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Торжества Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Первое воскресенье Великого поста — день особый. В этот день мы совершаем празднование Торжества Православия.

Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века, когда был составлен особый чин Торжества Православия и был учрежден этот праздник — в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, что состоялся в 787 году, и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии. С тех пор каждое первое воскресенье Великого поста мы вспоминаем все эти знаменательные события; и каждое из таких воскресений дает нам повод подумать о том, что есть церковное единство и вместе с тем еще и еще раз поразмышлять на тему того, что такое ересь.

Церковь есть община единомышленников, которые верят во Святую Троицу, в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вера, которая соединяет членов Церкви в единую общину, Самим Господом была передана апостолам — вначале тем самым Двенадцати, о призвании которых мы только что слышали из Евангелия, а затем и другим апостолам, проповедникам, евангелистам, благовестникам, учителям — тем, кто по всей вселенной нес весть о Христе Воскресшем. Апостолы же поставили мужей в каждой из созданных ими общин, которые позже стали называться епископами, и на них возложили особую ответственность — хранить веру Христову.

Но человек обладает свободой и в силу этой Богом дарованной свободы нередко совершает деяния не только добрые, но и греховные. Совершенно очевидно, что свободные люди могут иметь разные взгляды на одни и те же вещи, и существует такое понятие, как разномыслие. В Церкви разномыслия допустимы, об этом говорит святой апостол Павел: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19). Потому что, когда сталкиваются разные точки зрения, нередко через это столкновение и обретается драгоценное сокровище правды Божией, ведь именно так укреплялась вера Христова. На Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры.

Но у разномыслия в Церкви есть свои границы. Если разномыслие привносит в содержание веры такое искажение, которое разрушает самую суть этой веры, а значит, лишает людей спасения, такое разномыслие именуется ересью; оно всегда осуждалось Церковью и осуждается ныне.

Если посмотреть на историю возникновения ересей, то все они возникали под благовидными предлогами, и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в свое собственное понимание веры, игнорируя общецерковное соборное восприятие веры, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.

Собственно говоря, перед Церковью постоянно стоит задача — делать веру понятной для людей, делать послание Христово всегда актуальным, для того чтобы достигать целей, которые стоят сегодня, как и всегда стояли перед Церковью, — чтобы свет Христов просвещал вселенную, чтобы люди принимали христианскую веру сознательно и разумно, отдавая ей свой разум и свое сердце. Но в этих поисках мудрого и актуального толкования веры никогда нельзя переступать черту, за которой уже не толкование, а разрушение.

Почему Церковь так тщательно охраняет подлинную веру? Охраняет и словом убеждения, и любовью, и каноническими прещениями, ибо все еретики всегда были отлучаемы от Церкви по Слову Божиему: Измите злаго от вас самех (1 Кор. 5:13)? Да потому, что хранение истинной веры жизненно необходимо не только для Церкви, но и для всего человеческого рода — даже для тех, кто Церкви не принадлежит, и даже для тех, кто принадлежит к другим религиям. Кто-то может сказать: а при чем здесь неверующие люди, при чем здесь другие религии, при чем здесь современный, такой разнообразный или, как теперь говорят, плюралистический мир? И многие хотят убедить нас, что вера, которая пришла к нам от Господа через святых апостолов, — это лишь один вариант человеческой мысли, лишь одно из многих убеждений, которое ничем не отличается от других, и люди, будучи свободными и подкрепляя свою свободу законодательством и понятием человеческих прав, могут с легкостью выбирать любое убеждение, любой взгляд на жизнь, на историю. Таково господствующее сегодня мнение о человеческих убеждениях.

Но есть нечто особенное в христианской вере. Эта вера касается не только умозрительных истин в богословии — эта вера касается нашей жизни, человеческого бытия; в этой вере содержатся истины, помогающие человеку не сбиться с жизненного курса. Одно из понятий, которые содержатся в греческом слове, соответствующем русскому слову «грех», это промах. Грех как промах: человек согрешающий сходит с правильного курса, промахивается мимо самой важной цели — цели своего бытия. Сохранение этого курса и обеспечивается верой апостольской, которая пришла к нам от воплотившегося Сына Божия. Господь спасает нас Своею благодатью и Своею истиной. Он спасает род человеческий обновлением того завета, который в глубокой древности люди заключили с Богом. Господь спасает нас, давая ясное понимание добра и зла, и пока вера Церкви хранит эту норму человеческой жизни, пока вера Церкви свидетельствует о том, что есть правда, а что ложь, что грех, а что святость, вместе с Церковью весь род человеческий сохраняет способность и возможность в условиях разномыслий, в условиях множественности взглядов и убеждений сохранять некую общую основу человеческого бытия.

Если когда-нибудь эта общая нравственная основа бытия будет разрушена (а сегодня очень многие силы стараются ее разрушить, чтобы у каждого человека была своя основа бытия, чтобы, опираясь на свой разум и на свою свободу, он мог поступать так, как хотел бы), тогда погибнет род человеческий. Тогда мир не сможет существовать, тогда не будет никаких общих законов и правил, потому что все законы и правила черпают свое содержание из нравственной природы человека — той самой природы, которая через истинную веру дана людям для того, чтобы они могли воспринимать не только сердцем и чувством, но и разумом, что есть Божия правда, что есть добро и что есть зло.

Вот почему Церковь так настойчиво, порой даже жестко, охраняла и охраняет правоверие, охраняла и охраняет истинную веру. Верим, что эта великая миссия Церкви по спасению всего человеческого рода, по сохранению нравственной основы человеческого общежития будет продолжаться до скончания века. Если же когда-то в эсхатологической перспективе произойдет завершение человеческой истории и зло победит добро, то это произойдет только тогда, когда человечество полностью откажется от нравственной основы своего бытия и когда голос Церкви окажется неслышен, когда люди будут неспособны воспринимать Божественную истину.

Церковь земная именуется Церковью воинствующей — Церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба — не борьба с человеческими взглядами и убеждениями, не с плотью и кровью; наша борьба — против сил тьмы, за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого, вне зависимости от того, насколько люди знают или не знают истинную веру, принимают или не принимают ее. Но как бродильный элемент, как дрожжи, как закваска, вера Христова способна преображать весь мир, все творение.

Мы празднуем сегодня великий день, который помогает нам осознать всю важность нашей собственной причастности к делу Божиему, нашей ответственности жить по Божиему закону. Потому что, если мы откажемся от веры апостольской, веры Христовой, если мы будем неспособны жить по нравственному закону, который Бог дал людям, что же тогда говорить о многообразном мире, что же тогда говорить о тех, кто не знает веры Христовой?

Поэтому, празднуя Торжество Православия, мы должны переживать особое чувство ответственности за судьбу Церкви, за судьбу свою собственную, за судьбу рода человеческого. Пусть же Господь приклонит милость ко всей Вселенской Церкви, ко всем архипастырям, пастырям и верующему народу, что в разных странах мира хранят веру православную. Пусть Господь приклонит милость и к историческому нашему Отечеству — к единой Святой Руси, дабы народы Святой Руси хранили крепко веру православную, никогда не подвергая ее разделениям и ослаблению. И верим, что Господь приклонит милость ко всем нам и Торжество Православия станет не только литургическим праздником, но и великим и спасительным фактором человеческого бытия. Аминь


Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Торжества Православия

Святейший Патриарх Кирилл благословил паралимпийскую сборную России

18 февраля 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в связи с проводами официальной делегации России на X Паралимпийские зимние игры в Ванкувере состоялась встреча спортсменов паралимпийской сборной страны со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В торжественной церемонии приняли участие: президент Паралимпийского комитета России, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин; председатель исполнительного комитета и первый вице-президент Паралимпийского комитета России П.А. Рожков; генеральный секретарь Паралимпийского комитета России, депутат Государственной Думы РФ М.Б. Терентьев; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о здравии спортсменов и благополучном исходе соревнований, а затем обратился к членам паралимпийской сборной со словами напутствия.

Cлово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с российскими спортсменами-паралимпийцами

Дорогие спортсмены, сердечно приветствую вас в главном храме России — в Храме Христа Спасителя. Я радуюсь возможность встретиться с вами накануне Паралимпийских игр.

Спорт имеет значение не только для состояния человеческого организма, его физической составляющей, но и значение духовное, потому что главное в спорте — это победа над самим собой. Когда человек побеждает себя, то это означает, что он имеет возможность управлять и своим разумом, и своей волей, и своими чувствами.

Что же касается вас, участников паралимпийского движения, то одним фактом своего участия вы свидетельствуете всему миру о победе человека над самим собой. Вне зависимости от результатов сам факт вашего участия в соревнованиях является выражением этой великой победы.

Мы часто говорим о том, что общество должно быть более внимательным к инвалидам, что общество нужно инвалидам, и это правильно. Но правильно и другое: инвалиды нужны обществу. Люди, которые несут на себе печать скорби и страдания и которые побеждают в себе эту скорбь и стрimg/po101.gifp align=адание, img border= являются ярким и сильным примером для всего общества. И в этом отношении особенно значимо то, что делаете вы.

Я от всего сердца желаю вам успехов. Вы будете не только защищать цвета нашего флага, но и представлять нашу страну. Во многом по вам будут судить и о стране, и о народе нашем.

Спортивные соревнования всегда связаны с большим напряжением сил. И я желаю вам крепости духа, потому что в тот момент, когда ослабевает физическая сила, сила духа может компенсировать физическую слабость. На этом основываются все победы — и в войнах, и в спортивной борьбе. Побеждает всегда человек сильный духом. Поэтому мы с вами и помолились сейчас, чтобы Господь укрепил ваш дух, укрепил ваши физические силы, помог вам в том непростом деле, которое предстоит вам совершить в далеком Ванкувере. И пусть благословение Божие, молитвы всей нашей Церкви пребывают со всеми вами.

В благословение каждому из вас я хотел бы передать образ Спасителя. В трудные моменты на Олимпиаде молитесь крепче перед этим образом, чтобы Господь вам помог. Нужно правильно понимать благословение Церкви спортсменам. Благословение не означает запрограммированный успех — успех слагается из многих факторов; но благословение означает то, что милость Божия по нашей вере будет приклонена к вам в этом нелегком труде, который вы на себя принимаете. Пусть Господь всех вас хранит и помогает вам в свершении вашего спортивного подвига.


Святейший Патриарх Кирилл благословил паралимпийскую сборную России

В Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем

18 февраля 2010 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш.

Во встрече также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов.

Приветствуя высокого гостя, Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил его с переизбранием на пост Президента Абхазии.

Святейший Патриарх Кирилл преподал Первосвятительское благословение С.В. Багапшу и его супруге и выразил надежду на развитие добрых отношений дружбы и сотрудничества между народами России и Абхазии.

В Храме Христа Спасителя завершился богослужебный круг Первой седмицы Великого поста

15 февраля Православная Церковь вступила на поприще Великого поста. Согласно православной традиции в первые четыре вечера Великого поста за богослужением читается Великий канон прп. Андрея Критского. Начало чтения Великого канона в Храме Христа Спасителя положил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, посвященным борьбе христианина с грехами гордости и зависти.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Грех, с которым человек борется во имя своего спасения, обнаруживается во всей своей сущности через порок, именуемый гордостью. Гордый человек лишь себя поставляет в центр жизни, оставляя всех остальных на периферии. Эта жизненная позиция гордого человека влечет за собой множество опасных последствий, одно из которых — порок зависти.

Размышляя о том, что есть зависть, святой Василий Великий сказал очень меткие слова: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Ведь если для гордеца он сам в центре бытия, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление любого, кто кажется более успешным и значительным, вызывает у человек, обуреваемого гордостью, глубочайшую внутреннюю боль.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Размышляя о зависти, святой Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и мнимым, но все-таки услаждением, то зависть — это боль и всегда только боль, и никакого, даже мнимого, услаждения. Если не бороться с чувством зависти, то она может настолько поработить человека, что он становится агрессивным и опасным для других. Ведь неслучайно причиной первого убийства, которое совершил на заре человеческой истории Каин в отношении брата своего Авеля, была зависть. Завистливый человек становится агрессивным и опасным для других. И чем тщательнее он скрывает этот внутренний огонь зависти в сердце своем, тем опаснее он становится.

Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в Таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость.

Но есть и еще два замечательных средства.

Первое — это осознание того факта, что Господь каждого человека наградил уникальными качествами и нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Каждый человек уникален и имеет свою ценность пред Богом. Каким бы слабым, больным, неудачливым ни казался человек, он имеет ценность в очах Божиих. И осознание этого факта помогает человеку воздержаться от зависти. Мир велик, и каждому в этом мире есть свое место. Понимание уникальности человека и премудрости Божественного замысла о человеке помогают нам преодолевать чувство зависти.

И еще одно очень важное средство — это добрые дела. Когда мы делаем доброе дело человеку, он перестает быть для нас дальним, он становится ближним. Мы не завидуем тем, кому мы делаем доброе дело. Если кто-то сомневается в этом, пусть постарается сделать доброе дело человеку, которому завидует, и зависть постепенно будет уходить, потому что этот человек станет для него близким.

Нужно помнить, что очень часто мы сами провоцируем чувство зависти в тех, кто нас окружает. Иногда раздосадовать завистника, пробудить чувство зависти доставляет наслаждение. Например, приобретая красивую новую одежду, некоторые думают в первую очередь о том, что эта одежда вызовет зависть у знакомых или даже родных и близких. Зависть — опасный и агрессивный порок. И если мы сами не хотим быть уязвленными завистью, то не нужно зависть и разжигать. Множество бед совершалось и совершается в этом мире из-за зависти.

Время Великого поста — это время борьбы с пороком: и с гордостью, и с завистью. Приходя в храм Божий, слушая дивные слова молитв и песнопений, обращаясь с горячей молитвой ко Господу о помощи в нашей духовной жизни, будем просить, чтобы Он помог нам искоренить из сердец наших и гордость, и зависть. И стряхнув с себя эти пороки, мы почувствуем необычайную легкость жизни, радость бытия. Пусть Господь помогает нам в дни святой и спасительной Четыредесятницы постепенно, но уверенно восходить от силы к силе в нашем движении навстречу Господу и Спасителю. Аминь.

Во вторник чтение Великого канона в Храме Христа Спасителя совершил архиепископ Истринский Арсений.

Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню и первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили епископы Аркадий (Афонин) и Анатолий (Аксенов), ключарь протоиерей Михаил Рязанцев и клирики Храма Христа Спасителя.

По окончании Божественной Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с проповедью.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Многие пороки являются следствием греха, который коренится в сердце человека. Но есть два порока,iser которые являются не следствием греха, а самим воплощением греха: это пороки гордости и лжи, потому что и в одном, и в другом является сама природа диавольская. Диавол, падший ангел, стал таковым именно потому, что себя поставил в центр бытия, отвергнув Бога. Падший ангел самого себя поставил на место Бога, и тот же падший ангел стал воплощением лжи. Диавол — лжец и отец лжи (Ин.8:44); поэтому, когда люди заражаются гордостью и ложью, они творят диавольское дело.

Не сразу человек привыкает говорить неправду. «Нет лжи во младенце», ? говорит Иоанн Лествичник, и это правда: человек возрастает во лжи по мере своего собственного возрастания. Существует множество причин, почему люди говорят неправду. Иногда лгут потому, что опасаются сказать правду. Тот же Иоанн Лествичник говорит: «Иной суд тому, кто говорит ложь, опасаясь наказания, а иной суд тому, кто говорит ложь без предлежащей опасности». Да, действительно, перед лицом наказания или опасности человек способен сказать неправду. Это грех, но это грех меньший по сравнению с тем, когда люди говорят неправду либо просто пустословя, либо сознательно, чтобы нанести вред другим людям или неправедным путем стяжать себе некие блага. Когда ложь становится орудием в руках человека, направленным на достижение целей — будь то в личной, семейной или общественной, политической жизни, в профессиональной деятельности, ? тогда ложь особо наказуется Богом.

Но, помимо того, что всякая ложь наказуется Богом — ибо есть не что иное, как осуществление диавольского дела, — ложь опасна и для внутренней жизни человека, потому что результатом лжи является лицемерие. Лживый человек никогда не скажет другому, что говорит неправду. Он всеми силами будет создавать впечатление, что сказанное — это правда, и таким образом через лицемерие развивается то, что именуется двуличием. Двуличный человек — это человек, имеющий как бы два лица: одно подлинное, а другое мнимое. Но человек не создан, чтобы жить с двумя лицами. Он может быть духовно здоровым и целостным только тогда, когда у него одно лицо, как Бог восхотел. Таков Божий замысел о человеке. И когда мы навлекаем на себя второе лицо, мы разрушаем свою собственную внутреннюю целостность, мы становимся слабыми и уязвимыми. Вот почему ложь в первую очередь разрушает самого человека. Это не всегда заметно, особенно тогда, когда человек только вступает на путь лжи, но это очень хорошо ощутимо в конце жизни того, кто все время говорил неправду.

Всякое двуличие порождает подозрительность. Стоит только человеку один раз понять, что собеседник говорит неправду, как доверие к такому человеку пресекается и возникает опасное явление в межличностных отношениях — то, что мы называем подозрительностью. Подозрительность, подобно раковой опухоли, разъедает здоровую ткань человеческих отношений. Но причина подозрительности — всегда ложь, именно она провоцирует эту подозрительность. А ведь человек, который подозревает, может от обороны перейти к наступлению, и часто реакцией на ложь является агрессивность, порожденная подозрительностью. Вот так ложь разрушает ткань здоровых человеческих отношений; каждый это знает.

Чем заканчивается ложь в семье, обман супругов? Чаще всего семейной трагедией. Чем заканчивается ложь в масштабах страны и государства? Мы хорошо это знаем — наше поколение помнит, как много лжи обрушивалось на наше сознание. Ложь в международных отношениях также ведет к подозрительности и агрессии, разрушая мир и создавая угрозу войны. А ведь иначе и быть не может. Если диавол есть лжец и отец лжи, то разве ложь может породить мир, покой, радость, благополучие? Никогда!

Жизненная позиция христианина должна исключать ложь. Если мы творим ложь, мы творим дело диавольское. И, наверное, одним из самых сильных и убедительных свидетельств о глубокой вере человека является его правдивость. Ну, а если по каким-то внешним обстоятельствам, по слабости своей, в силу неправильного воспитания или влияния окружающих мы все-таки совершаем грех лжи — как же нам исправить этот порок, как нам прекратить говорить неправду? Замечательные слова принадлежат тому же Иоанну Лествичнику, которого мы неоднократно цитируем на первой седмице Великого поста, потому что мало кто так глубоко говорит о тайнах возрастания человека, духовного его совершенствования: «Кто имеет страх Божий, тот отстраняется от лжи, потому что имеет в себе строгого и нелицеприятного судию — совесть свою». Какие замечательные слова преподобного Иоанна! У того, кто живет в страхе Божием, кто сознает, что Бог знает и видит все и слышит нашу неправду, обостряется чувство совести. Каждое произнесенное лживое слово больно ранит такого человека, и, не желая уязвляться своей совестью, он не говорит неправду.

Будучи ребенком, я как-то спросил своего благочестивого отца: «Папа, ты говоришь, что нельзя говорить неправду. Но как можно прожить жизнь и не говорить неправду?» То, что сказал мне отец, я помню, и буду помнить до конца своей жизни. Он мне сказал: «Сынок, трудно не говорить неправду, но возможно. Но кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» Это мудрые слова. Когда мы не хотим сказать неправду, никто не требует от нас, чтобы мы говорили правду. Мы можем молчать или сказать ровно столько, сколько можно сказать, не погрешая. К позиции человека, воздерживающегося от лжи и вместо лжи принимающего на себя молчание, — всегда уважение у окружающих. К такому человеку пробуждается доверие, он становится примером для других.

Пусть Господь поможет нам в дни Святой Четыредесятницы препобеждать наши пороки, в том числе один из самых губительных и опасных — порок лжи. И верим, что в ответ на нашу молитву, на наше предстояние Господу Он с любовью прострет к нам Свою руку и поможет нам на пути духовного возрастания. Аминь.


В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

Вечером в среду Первой седмицы епископ Дмитровский Александр совершил в Храме Христа Спасителя чтение третьей части Великого канона, а в четверг, последнюю часть творения прп. Андрея Критского прочитал в Соборном храме епископ Зарайский Меркурий.

Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу Первой седмицы, а затем молебное пение вмч. Феодору Тирону с традиционным освящением колива в Храме Христа Спасителя возглавил епископ Дмитровский Александр.

Накануне Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Вечером 14 февраля, накануне начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

В богослужении участвовали: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы Истринский Арсений; Орехово-Зуевский Алексий; епископы Аркадий (Афонин); Никон (Миронов); Красногорский Савва; Анатолий (Аксенов); Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; Дмитровский Александр; Бронницкий Игнатий; Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Иероним (Чернышов); Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; Павлово-Посадский Кирилл; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; клирики кафедрального собора; представители московского духовенства.

После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Затем состоялся чин прощения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Отказавшись от принятия Божиего закона, Божиего плана по устроению жизни мира и человека, первые люди были изгнаны из рая. Таким был ответ на грех, который они совершили. Это даже не было Божиим наказанием: это была Божественная констатация того факта, что грех и Бог несовместимы. В Боге нет никакого греха; в Божественной чистоте нет ни тени того, что не есть чистота. И потому Божественная жизнь, которая передавалась первым людям через древо жизни, не могла более соприкасаться с омраченным грехом человеческим естеством.

Людей, которые нарушают государственные законы, изолируют от общества (если это особо опасные нарушения) — не потому, что само общество злое, а потому, что человек, нарушивший основополагающие законы, становится несовместимым с общественной жизнью. Мы хорошо это знаем из существующей практики судопроизводства и наказания. Вот нечто подобное произошло на заре человеческой истории. Но, отлучая человека от общения с Собой, Бог не лишает его надежды: Он дает ему обетование о пришествии в мир Того, Кто спасет род человеческий, Кто сотрет главу змия — диавола (см. Быт. 3:15).

Люди вышли в мир — жестокий, опасный — одинокими, лишенными какой-либо помощи свыше. Они остались живы, они умножили свое потомство, но никогда в памяти людей, в их сердцах не исчез образ рая. И возникновение в глубокой древности многих религий, даже весьма странных и опасных, было не чем иным, как попыткой людей вернуться в рай, найти Бога. Господь не оставляет эти попытки, Он не отворачивается от человека. Он избирает народ, с которым заключает завет или союз. Представителем этого народа был Авраам, который дает Богу согласие вступить в завет с Ним и в ответ на свою веру и верность Богу получить обетование. То, что произошло тогда, в глубокой древности, имело огромное всемирно-историческое значение: Авраам обратился к Богу. Ну, а если подумать о жизненном пути тех людей, которые обрели рай, которые вернулись к Богу, то, когда бы они ни жили и к какому бы народу они ни принадлежали, очевидно, что их движение к Богу начиналось с обращения.

Что же такое обращение? Это, во-первых, взор, устремленный к Богу — не физический взор, а желание видеть в Боге цель своей жизни. Человеку вдруг становится ясно, что множество целей и ценностей, которые ему казались таковыми, вдруг перестают быть и целью, и ценностью; и тогда возникает непреодолимое желание достигнуть подлинной цели своего бытия. И вслед за обращением наступает нечто очень важное. Устремляясь к Богу, каждый человек не может не спросить себя — а что я должен сделать для того, чтобы достичь этой цели, чтобы обрести рай, войти в общение с Творцом? А сделать нужно обратное тому, что сделал Адам. Адам ослушался Бога, а тому, кто желает вернуться к Богу, нужно обрести послушание Его воле. Сделать это очень непросто, потому что у каждого складываются свои привычки, жизненные стереотипы, взгляды на окружающий мир и на самого себя. И для того чтобы сделать этот первый шаг на пути к Богу, для того чтобы обращение стало действенным, необходимо покаяние.

Покаяние есть действительно таинственный и спасительный акт, совершаемый нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей. Покаяние есть, в первую очередь, осознание своего греха. Никакое движение к Богу, никакое духовное возрастание без этого осознания греха невозможно. Собственно говоря, пост и предлагается нам для того, чтобы мы покаялись. Главное содержание поста есть покаяние. Хорошо известно, что греческое слово «метанойя», переводимое на русский как покаяние, буквально означает перемену — перемену ума и сердца, перемену жизни. Поэтому целью поста является покаяние как подлинная перемена мысли и жизни. Это не одномоментный акт. Нельзя сказать: «Я вот сейчас раскаялся и готов для встречи с Богом». Нельзя сказать, что до какого-то момента человек жил во грехе, а затем покаянием все вдруг было смыто. Даже Таинство исповеди полностью не освобождает нас от всех грехов, потому что невозможно человеку раскаяться во всех своих прегрешениях. Поэтому исповедь есть очень важная часть общего процесса освобождения человека от греха, подлинного покаяния, которое совершается в Царствии Божием.

С чего же начинается этот процесс переосмысления жизни, эта перемена ума и сердца? Он всегда начинается с некоего испытания. Нужно не только осознать свою неправоту пред Богом и людьми, но и испросить прощения за свою неправоту. Чем более мы перед кем-то виноваты, тем сложнее нам испросить прощения. Но без этого прощения невозможен путь покаяния. Вот почему Великий пост и начинается чином прощения, когда в Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения, люди собираются в храм для того, чтобы испросить прощения пред Богом и друг перед другом. Из практики мы знаем, что можем с легкостью подойти к людям знакомым или даже незнакомым и, следуя обычаю, сказать «прости меня» — так просто и легко, потому что на самом деле мы с этими людьми не в ссоре. Они нас не обидели, а мы не обидели их. Но как же тяжело подойти и попросить прощения у человека, с которым ты находишься в реальном конфликте, который тебе кажется врагом! К человеку, которого ты считаешь врагом, подойти и попросить прощения невероятно тяжело. Но если мы неспособны сделать этот шаг, то и весь путь покаяния обречен на неудачу. Поэтому сегодня мы и призываемся к прощению — к тому, чтобы просить прощения и прощать, делая тем самым первый шаг на пути освобождения от греха, делая реальный разворот навстречу тому пути, который ведет нас к Богу.

И сейчас мы совершим это важное действие. Здесь, в храме, каждый должен попросить прощения у другого, особенно у того, с кем находится в непростых отношениях. А когда мы придем домой, то и там следует опуститься на колени перед нашими родными, близкими, перед теми, с кем мы каждый день бок о бок живем, трудимся — и, конечно, не бывает так, чтобы эти домашние отношения не омрачались конфликтами, некоторым напряжением. Там-то особенно нужно испросить друг у друга прощения. Но если мы найдем в себе силы и завтра, придя на работу, попросить прощения у своих коллег, у тех, с кем мы вместе работаем или вместе учимся, то это может стать моментом обращения не только нас самих, но и тех людей, к которым мы обратим слово «прости». Путь духовного возрастания начинается с этого слова, и будем просить Господа, чтобы Он нам дал чистоту сердца и мужество, испросив друг у друга прощения, положить начало великопостному поприщу.

Я сознаю, что как Патриарх могу кого-то обижать своими делами, своими словами. Кто-то, может быть, неправильно понимает мои слова и намерения — такие люди существуют. Иногда эти люди реагируют через прессу, через средства массовой информации, и, читая об этом, я очень часто убеждаюсь в том, что это реакция на неправильно понятые слова, которая не имеет под собой подлинной причины. Мы не снимаем с себя ответственности за это, полагая, что за каждое слово нужно нести ответ. Общаясь со своими братьями-архипастырями, с духовенством, я тоже мог кого-то вольно или невольно обидеть, кому-то вольно или невольно причинить боль. И вот именно сегодня я у всех вас прошу прощения — у епископата нашей Церкви, у духовенства, у мирян — всех, кого вольно или невольно мог обидеть, или смутить, или насторожить, или даже озлобить. Благословите и простите меня, грешного.

В праздник Сретения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя

14 февраля в Неделю Сыропустную, в Прощеное воскресенье, на которое в этом году переносится праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию. Накануне Всенощное бдение в Соборном храме возглавил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

Его Святейшеству сослужили: епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, благочинный Центрального округа, заведующий канцелярией Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство Москвы.

За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию — диакон Алексий Хилов, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, был рукоположен во пресвитера.

На богослужении присутствовал главный советник аппарата заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации М.О. Жиленков.

Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви в Неделю сыропустную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, и Церковь в этот день вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В книге Бытия говорится о том, что люди, согрешившие пред Богом — вкусившие от древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни — были изгнаны из рая. Они были изгнаны для того, чтобы никогда не питаться от древа жизни, которое также росло в райском саду. Именно вкушение от этого древа жизни давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, что это за древо жизни, какая духовная реальность скрывается под этим образом — древний текст доносит до нас упоминание об этой духовной реальности, но не раскрывает ее.

Если люди в раю имели бессмертие, то источником этого бессмертия мог быть только Бог. А потому древо жизни есть некая передача Божественной жизни человеку, потому что бессмертием обладает только Бог и тот, кому Бог благоволит передать этот дар. Творя человека по Своему образу и подобию, Господь возжелал передать дар бессмертия людям. Древо жизни — это и есть некий способ передачи человеку Божественной благодати, Божественной силы, Божественной энергии — частицы Божественной жизни. Эта передача благодати могла осуществляться только тогда, когда человек жил в соответствии с установленным Богом правилом жизни. Нарушив это правило, человек был отлучен от древа жизни. И, как замечательно повествует книга Бытия, ангел был поставлен с огненным мечом у дверей рая, чтобы не допустить человека к древу жизни (см. Быт. 3:24). Удивительный красочный образ, который помогает понять любому человеку ? и образованному, и простому, ? что между источником Божественной жизни и согрешившим встала непреодолимая стена.

Человек вынужден был поддерживать свое физическое существование, возделывая землю, — как сказано в той же Библии, в поте лица своего добывая хлеб (см. Быт. 3:19). Все развитие человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение рода стала главной целью человеческого бытия; и какое огромное место в этом целеполагании было отведено добыче хлеба насущного! Причем под хлебом нужно подразумевать не только кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое, что нужно человеку, чтобы сохраниться, выжить, продолжить свой род. На этом пути люди начали с самого простого, а сегодня достигают невероятно сложного. Но смысл исторического развития от этого не меняется — все направлено на то, чтобы сохраниться, преумножиться, увеличить свою силу.

Трудно сказать, каким было бы человечество, если бы не пошло по этому пути. Но оно сделало этот шаг, и на пути добывания хлеба насущного существовало и существует огромное количество проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг этой проблемы. Великие идеи, политические программы, правительственные решения ? всё направлено на достижение этой цели. В конце концов, забота об экономике — это забота о хлебе насущном, а забота о социальном благоустройстве — это забота о том, чтобы люди, добывая свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого лица.

А как же основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, — жить в раю, в общении с Богом? Эта цель ушла. В этом еще одна проблема, которая была вызвана нарушением Божественного закона жизни — человек, добывая хлеб насущный, вкушая этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто в этом потреблении благ и видит высшее наслаждение и высшую цель. И если в древности благом и наслаждением был действительно кусок хлеба, которы width= width=й не давал человеку погибнуть, true то сегодня, когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих благ как можно больше, потреблять все, что только можно потребить, и получать максимум удовольствия.

Совершенно не случайно именно в этот день мы с вами слышали отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). А что же такое похоть? Похоть плоти ? это и есть нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности человеческого бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека, когда забота о духе исчезает или перемещается на периферию жизни. Вот это поглощение внимания, сил, воли, чувств стремлением удовлетворить потребности плоти и есть похоть.

Как замечательно апостол Павел одно противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия, закон падшего человечества. Ведь нет древа жизни, а потому и нужно пещись о своей плоти, заботиться о ней ? иначе прекратится род человеческий, иначе человек не выживет. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословенное попечение о плоти превратить в похоть!

Нам с вами даются дни Великого поста именно для того, чтобы мы обо всем этом подумали. Подумали о том, что является нашим главным целеполаганием, куда устремляются все наши силы ? силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся от животных, наших меньших братьев? Где место нашей заботе о внутренней жизни? И не превращаем ли мы законное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение этой плоти как высшей ценности бытия?

Пост, который всем нам предстоит пройти, дает возможность о многом подумать, многое духовно переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем делать во время постного поприща — даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похотей плоти, — будут давать нам надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить. Без этой надежды на достижение подлинных целей бытия действительно можно превратиться в животное и потерять всякую перспективу жизни.

Сегодня по стечению календарных обстоятельств мы празднуем двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем о том, как Мать Спасителя Дева Мария принесла Его по обычаю в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения и о том, как Младенца встретили старец Симеон и пророчица Анна. Тот самый старец, который долгие десятилетия ждал пришествия в мир Спасителя и надеялся на встречу с Ним. Эта надежда оправдалась. Он взял на руки Младенца ? Господа и Спасителя ? и произнес дивные слова, которые мы повторяем в храме каждый день: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лук. 2:29). Надежда ветхозаветного старца Симеона осуществилась через встречу с Господом. И как замечательно, что в начале Великого поста мы вспоминаем эту евангельскую историю и прославляем Господа, даровавшего возможность Симеону встретиться с Ним. Прославляя снисхождение Божие к старцу, мы одновременно обретаем силы, чтобы надеяться на нашу встречу с Богом, которая возможна только тогда, когда похоть плоти не станет лейтмотивом нашей жизни, когда похоть плоти не поработит все наши мысли и чувства, но когда законное попечение о плоти оставит нам жизненное пространство для работы ума, воли и чувств, для внутреннего делания и молитвы, которые только и способны привести нас к встрече с Господом, то есть к достижению цели нашей жизни ? к возвращению в рай, к возвращению к древу жизни.

Пусть Господь нам поможет именно так провести великие дни спасительной Четыредесятницы, чтобы встреча с Воскресшим даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божиего Царства. Аминь.


Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви в Неделю сыропустную

Сотни людей приезжают в Нью-Йорк, чтобы поклониться мощам святителя Иоанна Златоуста

Делегация Русской Православной Церкви доставила ковчег с честной главой святителя Иоанна Златоуста. Накануне Недели Мясопустной на всенощном бдении, совершенном в Знаменском синодальном храме Русской Зарубежной Церкви в г. Нью-Йорке, ковчег со святыней торжественно установили в центре храма. Всенощное бдение возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, которому сослужили: епископ Монреальский и Канадский Гавриил, епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн и епископ Манхэттенский Иероним.

Сотни людей, представители как Православных общин Нью-Йорка, так и инославных, собрались в Синодальном храме, чтобы молитвенно прославить Вселенского Учителя и Святителя Иоанна Златоуста.

В воскресный день Божественную литургию в Знаменском храме возглавил епископ Монреальский и Канадский Гавриил, а со всех уголков Американского континента стекались паломники, чтобы поклониться честной главе святителя Иоанна Златоуста.

В понедельник, 8 февраля, делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая ключарем Храма Христа Спасителя протоиереем Михаилом Рязанцевым, совершала паломничество в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле.

В обители делегацией была совершена Панихида по блаженнопочившему митрополиту Лавру.

Святыня Вселенского Православия, честная глава святителя Иоанна Златоуста, прибыла из г. Москвы в г. Нью-Йорк

5 февраля 2010 года по благословению Святешего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Нью-Йорк прибыла честная глава свт. Иоанна Златоуста, святыня Русской Православной Церкви, пребывающая в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. Ковчег с мощами Учителя Вселенского Православия сопровождает делегация Русской Православной Церкви. В нее вошли ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Кириндас и протодиакон Храма Христа Спасителя Александр Агейкин.

Впервые за 355 лет честная глава свт. Иоанна Златоуста покинула пределы Российского государства. Святейший Патриарх Кирилл в ответ на обращение Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Илариона благословил пребывание святыни для молитвенного поклонения верующих всех православных юрисдикций США в Знаменском синодальном храме Русской Зарубежной Церкви, а также в Никольском Патриаршем соборе г. Нью-Йорка.

Во время полета экипаж самолета, совершающего рейс в Нью-Йорк, по благословению ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева, совершил поклонение честной главе свт. Иоанна Златоуста.

В аэропорту Нью-Йорка честную главу Святителя встречали представители Русской Зарубежной Церкви во главе с секретарем Синода протоиереем Серафимом Ганом. В тот же день святыня была доставлена в Знаменский синодальный храм Нью-Йорка.

Мощи святителя Иоанна Златоуста будут пребывать в Знаменском синодальном храме до 11 февраля, после чего ковчег с честной главой Святителя будет перенесен в Никольский Патриарший собор г. Нью-Йорка. 12 февраля святыня отбудет в г. Москву.

Историческая справка:

Честная глава свт. Иоанна Златоуста была перенесена в пределы Русского государства в 1655 году со Святой горы Афон благочестивыми трудами царя Алексея Михайловича и с тех пор не покидала пределов России. В утешение афонской братии из царской казны ежегодно, вплоть до 1917 года, направлялись щедрые пожертвования. В ответе на просьбу братии Ватопедской обители 1682 года к царям Иоанну и Петру Алексеевичам о возвращении честной главы святителя Иоанна на Афон говорилось, что святыня «принесена была к благочестивому государю на сохранение от опасения нечестивых агарян, а не на время, ибо такого указа, чтобы на время, вовсе не было сыскано». Известный русский путешественник Василий Григорьевич Барский, посетивший Святую гору в 1744 году пишет, что видел в Ватопедской обители соответствующую грамоту от 1710 года, скрепленную монастырскими печатями, где ясно значилось, что честная глава свт. Иоанна Златоуста была «дарована в Россию».

 
 

 

 

always