WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_СЛОВО_ПАСТЫРЯ_


БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В БОГОЛЮБОВЕ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (1157)


18 июня/1 июля

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Боголюбская. Владимир. XII в.
Чудотворная икона Божией Матери,
именуемая Боголюбская.
Владимир. XII в.

Чтимые списки с Боголюбской иконы:
Московская (1157); Зимаровская (XIII).
Среди других списков:
Угличиская (1654), Юрьевская (1771), Тульская (1771),
Козловская (1771), Елатемская (1771),
Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870).


О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину - Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им.

Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Слыша эти расссказы, благочестивый князь отправился в монастырь, где стояла эта чудная икона. Со слезами пал он пред св. образом, говоря:  О Пречистая Госпоже, Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего, аще хощеши, можеши ми помощница быти и в Ростовской земли, идеже тщимся шеествовати, и тамо посети нас Владычице!  - Долго молился Андрей пред св. иконою и вышел из храма, твердо решив переселиться в северную Русь, веруя и надеясь на заступление Царицы Небесной. Тайно от всех, даже не сказав отцу, с семейством, священником, диаконом и немногими придворными Андрей Георгиевич весною в 1155 г. выехал из Вышгорода. Вместо всяких сокровищ взял он с собою эту чудотворную Греческую Икону Богоматери.

Когда князь Андрей Юрьевич Боголюбский шел с чудотворною Иконою Богоматери из Вышгорода в Ростов и дошел до того места, где теперь находится Боголюбов монастырь, к ужасу князя кони, на которых везли Икону, не могли идти далее. Он велел священнику отслужить молебен Богоматери. После молебна князь ушел в свой шатер и долго усердно молился. Во время молитвы к нему явилась Богоматерь, держа в рук хартию, и сказала: "Я не хочу, чтобы ты Образ Мой нес в Ростов, поставь его во Владимир; а на сем месте во имя Моего рождества выстрой церковь и составь обитель для иноков . Потом, подняв руки, как бы молясь явившемуся Христу Спасителю и благословляющему Ее, Она стала невидима. Пораженный и обрадованный этим видением, князь тотчас призвал иконописцев и велел написать Образ Богоматери так, как Она ему явилась. По повелению Богоматери, он заложил на избранном Ею Самой месте церковь в честь рождества Богоматери, из белого камня, назначив быть тут монастырю.
Боголюбский монастырьЭтот монастырь и город, который при нем основался, получил название Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь. Здесь стояла взятая из Вышгорода Чудотворная Икона Богоматери до тех пор, пока не была выстроена Владимирская Успенская златоверхая церковь. Часто бывал князь Андрей в Боголюбовом монастырь. Здесь он был замучен, когда, потеряв своего 20 летнего сына Глеба, удалился в монастырь, чтобы уединенной молитвой облегчить свою скорбь. После смерти князя Андрея все сокровища Боголюбова были разграблены, осталась только одна Икона Божией Матери, написанная в память явления князю Богоматери и названная Боголюбскою. Икону Богоматери Боголюбской всегда уважали. В 1432 г. Великий Московский князь Василий Васильевич выпросил себе список с этой Иконы и поставил его во храме Сретения во Дворце. В 1680 г. Царь Феодор Алексеевич приложил к Иконе Богоматери Боголюбской золотой крест, который никогда с нее не снимается. В 1771 г., когда во Владимире была сильная моровая язва, жители города вследствие чудесных явлений, бывших некоторым благочестивым христианам, просили позволения принести из Боголюбова монастыря Чудотворную Икону Богоматери. Но по настоянию врача Каппеля, лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще боле усилится, Преосвященный отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Все усердно молились, твердо надеясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорят, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. Даже заразившиеся, с трудом дойдя до Боголюбова монастыря навстречу Богоматери, получили исцеление. И во Владимире в этом же году в ноябрь чума прекратилась. Замечательно, что тот же неверующий врач Каппель, на другой день по внесении св. Иконы в город, обходя свой квартал, к своему удивленно увидел, что даже те, которые были безнадежны, получили облегчение. Врач, говорят, придя домой, бросил шляпу и воскликнул: "Боже мой, это чудо!  Ясно видя в этом чудесную помощь Богоматери, жители Владимира с общего согласия предложили преосвященному иерониму Владимирскому епископу в память спасения от язвы каждый год приносить во Владимир Чудотворную Икону. С этого времени было установлено приносить Икону Богоматери каждый год 21-го мая. 20-го мая Боголюбскую Икону переносят в село Доброе; 21-го после ранней обедни приносят во Владимир.
Успенский собор Княгинина монастыря во ВладимиреИз Успенскаго Владимирскаго собора выходит Духовенство с Архиереем в крестном ходу, встречает Икону у Сергиевской церкви и вносит в собор. Икона стоит в город 26 дней и во все это время носится по домам, и три раза обносится вокруг города. Икону отпускают в Боголюбов и 6-го июня в крестном ходу к празднику в честь Боголюбской Иконы, совершаемому 18-го июня со времен благоверного князя Андрея Боголюбского. В этот день, по случаю освящения выстроенной Богородице-Рождественской церкви, князь Андрей навсегда установил праздновать явление Боголюбской Иконы Богоматери. По случаю праздника 18 июня в Боголюбове бывает ярмарка и множество народа. Большую часть года по желанию жителей Боголюбскую Икону Богородицы носят по городам и селам Владимирской губернии. Чудотворная Икона стоит в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы. Икона греческого письма, писана на кипарисе, длиною около 1 м. 80 см. и около метра шириною. В 1820 г. Икону украсили новою серебряною вызолоченною ризою и венцами из разных драгоценных камней и жемчуга.

На Иконе Боголюбской Богоматерь изображена во весь рост с поднятыми руками к явившемуся Ей Господу, как было пред окончанием явления Ея Великому Князю Андрею; в правой руке Ея находится хартия, в которой изображена молитва, произнесенная Ею к Сыну Своему и Богу нашему, да благословит Он место, Ею избранное. Над образом Богоматери изображены в малом виде пять икон бывших во время путешествия Андрея из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила.

Источники:
1. Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. С.-П. 1905. Репринт, М., 1998.
2. Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и моитвы в житейских нуждах. М. 2001
3. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел. Глава 5. Андрей Боголюбский.