WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ РАДОНИЦА
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_СЛОВО_ПАСТЫРЯ_
ДНИ  ОСОБОГО  ПОМИНОВЕНИЯ  УСОПШИХ

РАДОНИЦА (ВТОРНИК ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ)


Воскресение Христово (Сошествие во ад). Роспись Храма Христа Спасителя. Автор воссоздания В.И.Нестеренко
Воскресение Христово (Сошествие во ад).
Роспись Храма Христа Спасителя.
Автор воссоздания В.И. Нестеренко

Из панихид, которые не относятся к вселенским, но тщательно соблюдаются, одна совершается после праздника Пасхи, во вторник Фоминой недели. Поминовение усопших в этот день творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного Воскресения, радость которого возвестил умершим и Сам Господь наш, сойдя во ад проповедать победу над смертью (1 Пет III, 18-19).

Воспоминание этого искупительного схождения Господа во ад Церковь обновляет в неделю Антипасхи, или Новую. От великой духовной радости, с которой Церковь приветствует отшедших от мира и принявших уже радостную весть от Самого Господа, сходившего во ад проповедовать Евангелие, можно произвести и название радуница, или радоница (название встречается с 1662 года), которое дают поминовению усопших, совершаемому в понедельник и вторник Фоминой недели. Впрочем, это поминовение приличествует более вторнику, ибо по Уставу Церкви непрерывное поминовение умерших, отложенное в великие дни седмиц Страстной и Светлой, постановлено начинать со вторника седмицы Фоминой. Так, в реестре о бываемых повсегодно в разных месяцах и числах поминовениях по лицам царского дома, напечатанном в Москве в 1826 году, говорится: "по которых же из этих персон память случается между Субботы Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий и на Страстной и Светлой седмицах, по таковых поминовение чинить на Фоминой неделе во вторник". Таким образом, совершение Радоницы, приличное воспоминаниям Церкви, должно быть и есть начало обычного и постоянного моления ее об умерших, после великих седмиц Страстной и Пасхальной, в которые и по субботам, как это бывает в св. Четыредесятницу, не совершается поминовение.

Пасхальное яйцо. Сошествие во адПоминовение усопших после Пасхи совершается верующими с древних времен, как можно заключить из слов св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоустого. "Достойно и праведно есть, братия, - говорит св. Амвросий, - после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу Воскресения Господня". Слова Амвросия хотя относятся к памяти св. мучеников, но могут быть приведены в доказательство и древности нашего православного обыкновения совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели. Ибо начало торжественного поминовения усопших в вере положено в новозаветной Церкви благочестивым обыкновением творить память мучеников, среди которых погребали древние и прочих умерших. Древние христиане ходили на гробы св. мучеников и других умерших так же, как и ныне православные христиане стекаются на кладбища усопших своих. Св. Иоанн Златоуст на поминовение умерших, совершаемое в этот день, указывает в беседе своей о названии кладбища и о кресте. "Для чего отцы наши, - вопрошает святитель, - оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что сегодня Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы, - потому и самое место сие называется кладбищем".

Источники:
1. Е. Тихомиров. Загробная жизнь. С-П., 1883 (переиздание 1995).
Отдел III "Погребение и поминовение православного храистианина" в современной редакции из Православного календаря на 1995 год.
2. Прот. Г. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. М.1996.
3. Православный календарь на 2002 год. Издательский Совет РПЦ, М., 2001.