WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ \ СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_СЛОВО_ПАСТЫРЯ_

ИЗ «ЛЕТОПИСИ»
СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

Свт. Димитрий Ростовский. Икона. Ок. 1757г.
Святитель Димитрий Ростовский  (1651-1709).
Икона. Около 1757г.

Время уже вспомнить и о том, что пишется об Адаме и Сифе в историях: оба сии праотца, частью в силу бывшаго в них пророческаго дара и откровения, частью же вследствие разсмотрения течений небесных кругов, проразумели, что Бог накажет мир сей двумя казнями - водою и огнем. Не зная же вполне достоверно, какая именно из сих двух казней будет первою, огненная или водная, поставили два столпа, каменный и кирпичный, и написали на них (иные же говорят, что написали на медных досках, которыя и вделали в тех столпах) о создании Богом человека, о падении, изгнании из рая и об обетованном от Господа избавлении человеческаго рода. Еще же пророчески они написали о грядущих казнях на нераскаянных грешников, показали своё ведение о небесных кругах и знамениях звездочетства, записали наставления в некоторых земных новоизобретенных искусствах, а также и некоторыя заповеди, утверждающия в богоугодной жизни, дабы увеличи-вающееся на земле человечество добродетельным житием угождало Богу, исполняя Его святую волю.

Они написали сие именно на двух столпах, каменном и кирпичном , на тот случай, что еслибы землю прежде постигла огненная казнь, то каменный столп от огня распался бы, но кирпичный столп с письменами должен сохраниться целым. Если же первою будет водная казнь, то уничтожится от воды кирпичный столп, а каменный останется целым для послдующаго человеческаго рода.

Иудейский историк Иосиф говорить, что тот каменный столп до его времени находился где-то в странах Сирии. Ибо первою казнью была казнь водная во дни Ноевы. Огненную же казнь мы ожидаем во второе страшное Христово пришествие.

В начале мира первым праотцам нашим было открыто Богом как о водном потопе, так и о предстоящей огненной казни для грешников, дабы последующие роды человеческие, зная о ней, боялись ея и не дерзали прогнвлять праведнаго Судию и Мздовоздаятеля, который будет судить огнем и муками.

Страшна и люта была казнь потопом, но еще боле страшною и лютою будет казнь огнем. Вода потопа только землю покрыла, а огонь не только землю и все находящаяся на ней дела, но и небеса сожжет, повествует святый апостол Петр, говоря: "Небеса жегома разорятся, и стихия опаляема растаются" (2 Петр. III). Какой же страх и трепет нападет на грешников в то время, когда перед грядущим страшным Судией предыдет огнь в огненная река ужасная повлечет всех к Его судному месту!

Больше же всего мы должны бояться огня геенскаго, в котором погибнуть, как в потопе, все осужденные и отогнанные от лица Божия. О сколь страшен сей огонь, котораго и сам сатана трепещет! Когда Господь наш изгнал в стране Гадаринской бесовский легион, то бесы молили Его, дабы не приказывал Он им идти в бездну, чтобы не мучиться прежде времени в геенском огне. И если бесам страшна гелиевая бездна, то тем более она должна быть ужасна для людей. Ибо если и здесь казнь огнем, когда какой-либо человек осу-ждается на сожжение, бывает страшна, то несравненно более страшна та казнь, которая будет в геенне огненной. Тог огонь, который бдеть в геенне насколько превосходит силу земного огня, нами употребляемаго, что последний по сравнению с геенским является как изображенным только на иконной доске. Земнаго огня не боятся бесы (как мы не боимся огня, изображенного на доске), а того огня геен-скаго трепещут; ибо сей только телесное вещество сжигает, а тот жжет и мучит и бесплотнаго духа. Сей огонь, если недостает подлагаемого для него горючаго вещества, угасает, а тот никогда не угасает, по свидетельству неложных уст Самого Господа нашего, который в Евангелии говорить: "Добрейше ти есть внити в живот хрому или бедну, неже об руце имущу ввержену быти во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает и огнь не угасает" (Матф. XVII и IX). Земной огонь горя светить, а пламя того огня горя только жжет, но не просвещает тьмы кромешней. Если же и просветить как бы немного, то сие только на больший страх и трепет осужденным, дабы они увидели страшные образы демонов, один видь которых ужаснее всякой муки, а также чтобы узрели лица других грешников, вместе мучающихся, которые с ними в жизни сей творили беззакония и сквернились, прогневляя вместе Бога. Здешний огонь временно му-чит: охватив вверженнаго в него человека, он тотчас умерщвляет и в один час превращает его в пепел; тот же геенский огонь жжет, но не умерщвляет, ибо вверженные в него не умрут жегомы и мучимы во вики. И если нестерпимая и великая мука испы-тывается тем, кто один час жжется, то помыслим, сколь велико мучение будет для тех, кои будут безконечные века жечься и не сгорать!

Страшный суд. Фрагмент иконы. XVIв.Но горе нам грешникам, так как мы нисколько не хотим помнить о ждущих нас муках и не страшимся их, но, день от дня и час от часа впадая все в большия и большия грехи, возжигаем себе все больший пламень и прилагаем огнь к огню; и то мучение, которое уготовано для бесов, мы на себя обращаем! Ибо геенский огнь уготован Богом не для людей, но для демонов, как праведный Судия говорил в Евангелии: "Идите от Мене проклятия в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" (Матф. XXV). Ибо Создатель, провидя имевшее быть падение светоноснаго ангела из ангельства в диавольство, предуготовал на казнь ему и тем, которые с ним, в недрах земных в бездонной пропасти особый неугасимый огнь (кроме стихии огненной, которая создана для потребности людей) столь лютый и сильный, что и невещественный дух в нем испытывает нестерпимую муку. В тот огонь лютый, уготованный не нам, а другим, мы сами себя по своей воле ввергаем ради сладости греховной. О слепота наша душевна! О еслибы мы открыли наши умныя очи и заранее разсмотрели бы этот огонь, то мы не ввергали бы себя в него, не дерзали бы, говорю, прогневлять Бога нашими грехами, не возжигали бы себе геенскаго неугасимаго пламени, ибо постоянное памятование о вечных муках сильно удержать человека от грехопадения.

Страшный суд. Фрагмент иконы. XVIв.В Патерике пишется, что однажды сошлись в одно месте двенадцать пустынножительных отцов, совершенных в добродетельном богоугождении, и каждый из них говорил о себе что-либо, послужившее в пользу его исправления. Один из них, числом последний, сказал: "О отцы! Вы небесное имеете житие, вы стяжали небесную мудрость, и не дивно. Я же, считая себя недостойным таковых, вижу, что, куда бы я не шел, грехи мои предут предо мною справа и слева; и осудил я сам себя в геенну, говоря: будь с теми, части которых ты достоин и в которым чрез малое время будешь сопричислен. Вижу там я ужасныя стенаша и непрестанныя слезы, которых никто не может передать; вижу некоторых скрежещущими зубами и всем телом трясущимися; вижу и безмерное клокочущее огненное море, пламя котораго, кажется, достигает до небес; и в страшном том море вижу безчисленное множество вверженных людей, горящих подобно сухому хворосту, всех кричащих и рыдающих так сильно, что такого рыдания и вопля никто еще и никогда не слыхал на земле. Вижу также, что милосердие Божие ради правосудия своего отвращается от них. Плачу я и рыдаю, долго останавливаясь умом моим на них, и помышляю о писанном: "Быша слезы моя мне хлеб день и нощь" (Пс. XLI). И повергшись на землю пред Богом, молю Его, да избавить меня ость мук оных". Мы же обратим внимание здесь на то, сколь действенным оказывается памятование о геенне и ея муках для тех, кои желают исправить жизнь свою. Домашнее порно студенты | Куплю вибратор глубинный.

Из: Св. Димитрий Ростовский "Творения". М., 1998, с. 93-96.