WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ  

Преображение Господне. Феофан Грек (?). Икона. Начало XV в.

Преображение Господне. Новгородская иконопись. Третья четверть XV в.

Преображение Господне. Икона

Преображение Господне. Икона


ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

Преображение Господне. Икона. Конец XV - начало XVI в.
Преображение Господне. Икона. Конец XV - начало XVI в.

Когда ученики Иисуса Христа узнали и исповедали в Нем Христа Сына Божия: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Матф. XVI, 16), однако полного откровения славы Его ожидали на земле (Матф. XX, 20 - 28, Деян. I, 6): Господь объявил, что Ему должно много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть (Матф. XVI, 21), ибо царство Его не от мира сего (Иоан. XVIII, 36), но внутреннее (Лук. XVII, 21), духовное и вечное (Псал. СХLV, 13, Дан. II, 44), и что последователи Его, для сохранения веры в Него и для спасения душ своих, должны быть готовы все претерпеть (Матф. XVI, 24 - 26), и ожидать себе славы не на земле, но на небесах. Чтобы явить эту Небесную духовную славу ученикам Своим, которая последует за временными страданиями (Матф. V, 2), Господь в 33 лето Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди Евангелия, через 6 дней после беседы о Своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей Своих, преобразился. Для этого Господь взошел на высокую Галилейскую гору Фавор в сопровождении трех учеников Своих - Петра, Иакова и Иоанна, которые, как говорит Церковь, хотели делить с Господом Его страдания и смерть (Матф. XX, 22., Лук. XXII, 33), и которых число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения (2 Коринф. XIII,1).
"Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин, достаточных по закону свидетелей преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поелику будущий предатель - Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии".
На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов (Иаков. I, 17) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его. Лице Господа просияло как солнце, одежды сделались белы как свет, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых. На горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира - Моисей и Илия, по гласу Церкви, начальники закона и пророков, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, - один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки; есть творец и исполнитель закона и пророков, и обладает землею, небом и преисподнею. Как Владыка неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения - предстали Христу с земли Апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых Моисей. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, егоже хотяше скончати в Иерусалиме (Лук. IX, 31), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.
Намерение Иисуса Христа показать ученикам Своим горнюю Божественную славу Свою оправдалось совершенно. Небесная слава Богочеловека столько восхитила их, что они желали всегда созерцать ее, пребывая на горе. Наставниче, говорил Апостол Петр Господу, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину тебе, и едину Моисеови, и едину Илии. При этих словах светлое облако осенило их и был слышен глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того послушайте. Во время гласа устрашенные ученики, не могши взирать на сияние лица Господа, как сильнейшее человеческого зрения, пали на землю. Иисус Христос, приступив, прикоснулся к ним и сказал: возстаните, и не бойтеся. Возведши очи свои, они никого не видели, кроме Господа (Матф. XVII, 1 - 9., Лук. IX, 18 - 36).


Иcточник:
Дни богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания. Издательство "Отчий дом", Москва, 1996.