WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - ПРОДОЛЖЕНИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ  

Преображение Господне. Феофан Грек (?). Икона. Начало XV в.

Преображение Господне. Икона. Конец XV - начало XVI в.

Преображение Господне. Живопись древней Твери. Миниатюра сборника бесед на двунадесятые праздники.

Преображение Господне. Икона

Преображение Господне. Икона


ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Преображение Господне. Новгородская иконопись. Третья четверть XV в.
Преображение Господне. Новгородская иконопись.
Третья четверть XV в.


Празднование Преображению Господню продолжается 9 дней - с 5/19 до 13/26 августа. Богослужение в праздник Преображения, как в великий праздник, совершается собственно в память и славу великого события. Если случится он в день воскресный, "ничтоже воскресно поется, но вся служба праздника". На всенощном бдении в праздник -паримии произносятся: первая о Божественной славе, явленной Моисею на горе Синае, покровенной облаком, когда он получил скрижали заповедей. Вид же славы Господней на вершине горы в очах сынов Израилевых был подобен огню поядающему (Исход. XXIV, 12 - 18); вторая - о Божественной славе, которую Господь по молитве Моисея о примирении Его с народом Еврейским, перед дарованием новых скрижалей, явил Моисею, сколько он мог вместить (Исход. XXXIII, 11 - XXXIV, 1 - 8); третья о явлении Господа пророку Илии на горе Хориве. И рече ему Господь: изыди, и стани на горе пред Господем, и се Господь мимо идет, и дух (буря) велий и крепок, но не в духе Господь: и по духе трус (землетрясение), и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не в огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Царств. XIX, 3 - 16). Евангелие на всенощном бдении благовествует о событии Преображения Господня (Лук. IX, 28 - 36).

На Божественной литургии св. Златоуста Церковь произносит антифоны из псалмов LXV, LXXVI и CIII, XLVII, LXXVII и CXXIV, XIV и XXIII, изображающих могущество, величие и славу Господа, промышляющего о спасении человеков. Апостол на литургии возвещает о самовидцах Божественной славы Преобразившегося (2 Петр. I, 10 - 19); Евангелие о событии Преображения (Матф. XVII, 1 - 9).

Преображение Господне служит явлением нового Небесного Царства славы, о котором не помышляли ученики Христовы, и для достижения которого верующие, как предсказал Сам Спаситель на Тайной Вечери, должны питаться с Ним хлебом и вином новым (Матф. XXVI, 29., Лук. XXII, 16 - 18).

Кроме того, к празднику Преображения Господня созревают новые плоды: поэтому на литургии этого праздника Православная Церковь благословляет и освящает начатки плодов. Обыкновение священное и знаменательное. Начатки плодов приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по закону Моисееву (Исход. ХХIII, 19., Левит. XXIII, 10., Числ. XVIII, 12 - 13), во славу Божию (Притч. III, 9). Правилами Апостольскими и Соборными определено также приносить некоторые начатки, например, новые колосья и плоды овощные для освящения их молитвой и благословением, и освятить все плоды земные для употребления во славу Божию и на пользу верующих. В Постановлениях Апостольских сохранилась молитва на освящение начатков (Кн. VIII, гл. 11, 40. Исидор. Пелусиота письмо Зосиме, 313). Приношением и благословением их Православная Церковь внушает, что в ней, как в общества священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней (Псал. XXIII, 1). Приношением и благословением плодов Церковь обязует нас воздерживаться от них до благословения их и тем, между прочим, содействует предохранению нас от болезней, которые могут произойти от употребления без благословения незрелых плодов, а вкушением от освященных плодов низводит благословение Божие на приносящих достояние свое в жертву Богу.

По преданию от св. отец, со времени праздника Преображения Господня постановлено употреблять "гроздие, идеже обретается. Если же кто от братий снест гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август. От сего да навыкнут и прочии повиноваться. Гроздию же на трапезе после сего праздника трижды в неделю подобает предлагатися - в понедельник, в среду и пятницу". Ради праздника постановлено разрешать на трапезе на рыбу, если бы он случился в среду или пятницу.

Утр. - Лк., 45 зач., IX, 28 - 36. Лит. - 2 Пет., 65 зач., I, 10 - 19. Мф., 70 зач., XVIII, 1 - 9.
На трапезе разрешается рыба.
Вся служба праздника. На великой вечерне "Блажен муж" (первый антифон).
На утрене величание: "Величаем, Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение". Катавасия "Крест начертав …" (также и в отдание праздника). Вместо "Честнейшую" поем припевы праздника. 1-й припев: "Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа".
На литургии антифоны праздника. Входный стих: "Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору Святую Твою". Вместо "Достойно" - "Величай, душе моя … Рождество Твое нетленно явися …" (до отдания). По окончании литургии совершается освящение винограда и плодов. Вечером в праздник совершается вечерня со входом и великим прокимном.
С этого дня и по отдание Преображения на литургии по выходе (в седмичные дни): "Приидите, поклонимся … Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе …". Катавасия в попразднство (кроме первого дня праздника и отдания его): "Лицы израильтестии …".
С этого дня по отдание Успения в седмичные дни служба совершается только по Минее.


Иcточник:
1. Дни богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания. Издательство "Отчий дом", Москва, 1996.
2. Православный Церковный календарь на 2002 год. Издательский Совет Русской Православной Церкви.