WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  СТРАСТНАЯ  СЕДМИЦА  

Золотые ворота Иерусалима

Лестница с Сионской горы, по которой спускался Спаситель с учениками после Тайной Вечери. По ней влекли Его потом на судилище к первосвященникам Анне и Каиафе

Спас Полуночный - икона в храме Страстей Господних

Преграда, отделяющая храм Александра Невского от Порога Судных Врат

Крест в алтаре храма Страстей Господних

Гвоздь Креста Господня

Положение во гроб. Антиминс

Святая Кувуклия. Тридневное ложе Спасителя

Образ Спаса Нерукотворного в доме праведной Вероники


О СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ

в 2008 году 21-26 апреля

Страдания и смерть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа вспоминаются Православной Церковью на неделе перед Пасхой. Неделя эта называется Страстной или Великой Седмицей. Все это время христиане должны проводить в строгом посте и молитве, творя дела милосердия.

В эту неделю Церковь прославляет невинные страдания Господа; воспоминает ветхозаветные прообразы; благовествует о притчах, обличениях и прорчествах Иисуса Христа, а также о злобе первосвященников и старейшин Иудейских против Него.

Каждый день этой Седмицы называется Великим и посвящен особому воспоминанию.

Несение креста. Роспись церкви Илии Пророка в Ярославле. Конец XVII в.
Несение креста в Великую Пятницу.

Древность и важность Страстной Седмицы. По царском входе своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра (Лк XXI, 37-38). В это время Спаситель между прочим произнес слова: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим (Лк XXI, 34-36). Таким образом, дни перед Пасхой Сам Господь освятил своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейной бодрствовать преимущественно во дни Страстной Седмицы, в которые эта заповедь произнесена, и наконец прославил своими спасительными страданиями и смертью (Лк XIX, 47).

Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее.

Согласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен апостольских, дни Страстной Седмицы посвящает особенному благоговению и называет Седмицею Страстною и Великою. "Великою она называется, - говорит св. Златоуст, - не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она называется Великою неделей".

Подобно Господу, ежедневно пред своими страданиями пребывавшему в храме Иерусалимском для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений. Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную Седмицу, повествует, что однажды Наркисс, епископ иерусалимский, живший в конце II и начале III века, во время бдения в один из дней Великой Седмицы, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии в лампады, божественною силою чудесно превратилась в елей. Св. Епифаний, архиепископ Кипрский, живший в IV веке, говорит: "У нас во дни Страстной Седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную Седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером".

Св. Златоуст Великую Седмицу называет всенародным праздником, в который "все собираются для общественного богослужения, многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священные бдения, иные творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога. Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда. Им совершенного: так и настоящее усердие к делам благочестия в Великую Седмицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом.

Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием". Посему, кроме ежедневного участия в общественном богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в помощи. Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже свободу, поступая по духу апостольских правил, внушающих праздновать Страстную неделю всем - рабам и свободным. Цари в эту неделю прощали узников, если они виновны были не в уголовных преступлениях. Места присутственные прекращали судопроизводство, считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти Господа производить дела осуждения и наказания. "Не мы только почитаем Страстную Седмицу, - беседовал некогда св. Златоуст, - но наши цари, даруя во время ее свободу от дел всем, находящимся в общественной службе, чтобы они в дни Страстной недели, прекратив свои занятия, проводили эти дни в духовном служении Богу. Поэтому в Страстную неделю запираются двери судилищ; да прекратится, говорят, всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да успокоятся руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам. Эта неделя почтена не только таким усердием и такою честию, но и другою не меньшей. Во время ее рассылаются царские грамоты для освобождения узников. Как Господь наш своим сошествием в ад освободил одержимых смертию (1 Пет III, 19): так исполнители воли Его на земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа, разрешают видимые узы, будучи не в силах разрешить духовных". Таким образом древние христиане, святя Великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением приготовлялись "поклонитися и св. воскресению Его", подобно древним израильтянам, которые пред Пасхою своею совершали обрядовое очищение (Ин XI, 55).

Подражая первенствующей Церкви, и Церковь Кафолическая Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с особенным благоговением. Вступая в подвиги Страстной Седмицы, Церковь взывает: "От ветвий и ваий, как от божественного праздника, в божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную".

Богослужение Страстной Седмицы. Приемля живое участие в страданиях Иисуса Христа, сообразуясь смерти Его (Флп III, 10), св. Церковь в Седмицу страданий и смерти Его облекается в темные одежды, и действия свои согласует со своими печальными воспоминаниями. При богослужении на Страстную Седмицу Церковь особенно произносит благовестия евангелистов.

В первые три дня Страстной Седмицы Церковь совершает одинаковое богослужение - великое повечерие, утреню и Литургию Преждеосвященных Даров. В целом своем состав богослужения Страстной Седмицы продолжительнее и торжественнее ежедневного великопостного богослужения.

Богослужением Страстной Седмицы Церковь делает нас участниками Крестного пути Христова и призывает нас особенно на подвиг духовного бодрствования сообразно с заповедью Господа: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и произнесенной Господом пред Его страданиями: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк XXI, 34). Побуждая нас в Страстную Седмицу особенно к духовному бодрствованию и деланию добра со Спасителем, Церковь в великие дни этой Седмицы произносит умилительную песнь: "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Его же обрящет бдяща: недостоин же паки Его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши". В три первые дня Седмицы Церковь постановила прочитывать при богослужении весь Псалтырь, кроме 118 псалма, отнесенного к Великой Субботе, и этим чтением изображает нам живые ожидания древними Искупителя и вводит нас в сознание глубокого падения природы человеческой, чающей оправдания только свыше.

Сопровождая Господа на вольные страдания и смерть, Церковь на утрене, на Часах и Литургии многократно произносит благовестия евангелистов об Иисусе Христе и этой радостной вестью и на крестном пути до Голгофы облегчает верующим следовать за Грядущим на вольную страсть. В первые три дня Страстной недели Церковь постановила благовествовать верующим среди храма на Часах глаголы всех евангелистов о жизни, учении и деяниях Господа, - начинать это благовестие с рождества Его по плоти, продолжать до вольных Его страданий и смерти. Этим продолжительнейшим благовестием (все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети Евангелия от Луки: а в среду остальное от Луки и Евангелие от Иоанна до половины XII главы) о земной жизни Иисуса Христа Церковь всенародно свидетельствует, что Он есть Богочеловек - Ходатай Бога и людей, и что он пострадал и умер невинно и добровольно для нашего спасения, потому что Его учение и дела, о которых благовествует Евангелие, самые благотворные для людей и должны возбуждать во всех благоговение и благодарность к Нему.

Постановление Церкви совершать чтения Евангелия в продолжение первых трех дней Страстной Седмицы восприняло начало свое с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст указывает на это постановление в беседе своей на Великую Пятницу. Хотя в этой беседе, судя по времени, к которому она относится, святитель упоминает о чтении Евангелия собственно в Великий Пяток, но вероятно, указывает в ней и на чтение Евангелия в первые три дня Страстной Седмицы, потому что он говорит в беседе: "По благодати св. Духа установлено у нас прочитывать во всенародный праздник, именно в великий вечер Пасхи, о всех деяниях Господа. В Великий же Пяток Церковь благовествует о последних событиях земной жизни Иисуса Христа.

Из пророчеств об Иисусе Христе избрано для 6-го часа настоящих дней одно видение одушевленной колесницы у Иезекииля, - в понедельник (Иез I, 1-20); во вторник (Иез I, 21-II, 1); в среду (Иез II, 3-III, 3). Нетрудно уразуметь, что подобный Сыну человеческому, восседящий на многоочитой Херувимской колеснице, есть не кто другой, как правитель Церкви и Господь всего мира Сын Божий. Но где является Владыка неба и земли пророку? При реке Ховар, посреди пленения является Он как вождь и защитник своего народа и посылает проповедь покаяния. Так посреди пленения всемирного явился Он и в дни своего истощания, и воссиял свет сидящим в сени смертной, принес жизнь узникам смерти и послал во весь мир многих проповедников спасения. Что приемлет пророк из рук явившегося ему божественного мужа? свиток книжный, весь исписанный рыданием, жалостиюи горем, но который в устах пророка был сладок, как мед. Не показывает ли и это, что рука, подавшая свиток, была рука Спасителя мира? Только Он, испивший всю горесть наших бедствий, делает для истинных последователей своих все страдания и горести сладкими, спасительными.

На вечерне в первые четыре дня Страстной Седмицы Церковь произносит паремии из книги Исхода, знаменательно изображающие состоянием тяжелого рабства и событием избавления евреев от рабства египетского духовное наше рабство греху и смерти и избавление от этого рабства Иисусом Христом. А другую паремию из книги Иова, которого невинные страдания были преобразованием невинных страданий Спасителя для спасения мира.

Источники:
1.Прот. Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Минск, 2002 (по изданию 1901г.);
2. Как провести Страстную Седмицу. М., Московский Сретенский монастырь, 1997;
3. Приди и виждь. Свидетельства Бога на Земле. М., 2000.