WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  

О ПРАЗДНИКЕ

ПРАЗДНИК В ИЕРУСАЛИМЕ

ДРЕВНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРАЗДНИКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

ТРОПАРЬ

АКАФИСТ

МОЛИТВА

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

ПОДЛИННИК ИКОНОПИСНЫЙ

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ПРАЗДНИКЕ

МОСКОВСКИЕ ХРАМЫ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


CЛОВА И ПРОПОВЕДИ НА ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:

СВТ. АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

ПРП. ФЕОДОР СТУДИТ

СВТ. КЛИМЕНТ ВЕЛИЧСКИЙ

СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВТ. ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ)

СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

СВЩМЧ. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ)

МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
СМЕРТИ НЕТ


МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
У ДОРОГОГО ГРОБА


АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР
СЛОВО НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ




ГЛАВНАЯ

Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Конец XII века. Дерево, темпера. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Успение. Феофан Грек (?).  Конец XIV в. (Около 1392 г.?)

Успение Богоматери. Икона, ГЭ. Византия, перв. пол. XIV в.

Успение Богоматери. XIII в. Иконопись Древнего Пскова

Успение.  XV в. (Около 1497 г.?)

Успение Богоматери. Икона, ГМИИ. Византия, посл. треть XIV в.

Успение. Первая половина XV в. Тверская живопись

Успение Богоматери. Новгород. XV век


Успение
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
и Приснодевы Марии


15/28 августа

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Икона в пристенном киоте в центральной части Храма Христа Спасителя Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Икона в пристенном киоте в центральной части Храма Христа Спасителя


БОГОСЛУЖЕНИЯ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

27 августа 2002г., вт., 18.00
Всенощное бдение.
На нашем сайте прошла прямая аудиотрансляция этого Богослужения; готовится аудиозапись.

28 августа 2002г., ср., 9.00
Божественная литургия.
На нашем сайте прошла прямая аудиотрансляция этого Богослужения; готовится аудиозапись.

28 августа 2002г., ср., 18.00
Утреня, чин погребения.
На нашем сайте прошла прямая аудиотрансляция из Переображенской церкви Храма Христа Спасителя.

Служение и слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в канун Праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Служение и слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Праздничное Богослужение в Храме Христа Спасителя.


ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
И УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. "Чудно рождение Твое, восклицает Церковь, чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста" (первого канона на Введение Богородицы песнь 5).

После того, как Спаситель, с Креста утешая и ублажая пречистую Матерь Свою, вместо Себя усыновил Ей возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова, разделявшего с Ней страдания Ее, ученик взял Ее к себе (Иоан. XIX, 26 - 27) и не оставлял до успения Ее, служа Ей как матери своей. Пребывание Ее было в доме св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, на Сионе.

Уже при жизни Ее начали сбываться над Нею пророческие Ее слова о Себе: се бо отныне ублажать Мя вси роди. С распространением славы Иисуса Христа как Сына Божия блажима была и пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо Она пребывала с учениками в молитве (Деян. I, 14), и прияла дары Святого Духа в день Пятидесятницы.

Для Апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передала им все слова, которые слагала в сердце Своем; - поведала о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно Апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение Апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По приятии Св. Духа они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Имея Ее, как наместницу Христа Господа своего, взирая на Ее святое лицо и слушая Ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 1 - 3), Пресвятая Дева Мария со св. Иоанном Богословом около 43 года по Р. Х. удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий Богослову. Впрочем, по сказанию предания, Она была не только в Ефесе, но и на Кипре у св. Лазаря, там епископствовавшего, и на горе Афонской, о которой, как говорит Стефан Святогорец, Богоматерь пророчески сказала: "сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Аз буду заступница месту сему и Богу о нем ходатаица".

Благоговение древних христиан к Божией Матери было так велико, что они передали все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее св. слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, - Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле, "была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие - первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. "Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет".

Ко времени Своего блаженного успения Пресвятая Дева Мария рпять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Богоматери распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и гордых Иудеев, которые даже покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Ее от врагов.

Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресвятая Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанно любовью к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, так и тогда, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о Ее блаженном успении.

Обстоятельства, предшествовавшие и сопровождавшие успение Богоматери, известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В V веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, об успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: "хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ея, впрочем, мы знаем об них из древнейшаго и вернейшаго предания". Это предание подробно собрано и изложено в "Церковной истории" Никифора Каллиста в XIV веке.

Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных. Из древнейших сказаний об успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения Ее явился в сретение душе Ее в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ Богоизбранный (Исход. XIV, 19 - 20), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело Богоизбранной Отроковицы и Матери, несомое Апостолами для погребения.

По завещанию Пресвятой Девы святой тело Ее было положено в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных Ее родителей и Ее обрученника. На третий день по смерти, когда Апостол Фома, небывший при погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб Ее, пречистого тела ее уже не было в гробнице. Господь переселил пренепорочную Матерь Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сорокой вознесся на небо с пречистой Своей плотью, так и Матерь Его в третий день по смерти Ее дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: "воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея" (Псал. CXXXI, 8).

После успения Богоматери, когда Апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели Пресвятую Деву на небесах, "живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемую, яже и рече к ним: радуйтесся". По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, а после стола возносить этот хлеб, нарицаемый Господнею частью, славя великое имя Пресвятой Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Богоматери в третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, и внезапно услышали горе - хвалебное пение Ангелов и узрели Пречистую Деву, то вместо: Господи Иисусе Христе, возопили: Пресвятая Богородице, помогай нам, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем панагии.

Место погребения Пресвятой Богородицы доселе служит предметом благоговения не только для христиан, но даже для неверных.


Источник:
1. Дни богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания. Издательство "Отчий дом", Москва, 1996.
2. Виртуальный каталог икон (http://www.wco.ru/icons/#Alt11-16).
3. Галерея таблеток Новгородского музея-заповедника
(http://www.icon.orthodoxy.ru/novgorod/index.htm).
4. Культура России (http://www.russianculture.ru/main.asp).
5. Центр Восточнохристианской культуры "Христианская икона"
(http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on&kk=36f79ec54f).