WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение ѕресв€той ¬ладычицы нашей Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии. јналойна€ икона в ’раме ’риста —пасител€

”спение.  руг ƒиониси€.   онец XV - начало XVI в.

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение.  √алере€ таблеток Ќовгородского музе€-заповедника.

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

                                                                                          
—¬я“ќ… ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ… ‘≈ќƒќ– »—ѕќ¬≈ƒЌ» ,
»√”ћ≈Ќ —“”ƒ»…— »…
(+ 826)

ѕќ’¬јЋ№Ќќ≈ —Ћќ¬ќ
Ќј ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… ¬Ћјƒџ„»÷џ ЌјЎ≈… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


ѕреподобный ‘еодор —тудит
ѕреподобный ‘еодор —тудит


— трудом проход€ чрез слабый орган нашего голоса, слово дл€ похвалы насто€щему св€щеннославному дню нуждаетс€ во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащего и потр€сающего концы земли. Ќо ÷арица и √оспожа всего взирает на одно намерение души. »так, прииди ко мне, вс€ поднебесна€, все архиереи и иереи, иноки и мир€не, цари и кн€зи, мужи и жены, юноши и девы, колена и €зыки из вс€кого рода и племени, прииди, светло раду€сь, дабы праздновать праздник ћатери √оспода, ћарии, погребение и преселение ≈е. »бо ќна отходит от земного и приближаетс€ к горам вечным, будучи истинно горою —ионом, юже благоволи Ѕог обитати в ней, как гласит лира ѕсалмопевца (ѕс. 67, 16 - 17). Ќыне земное небо, облеченное одеждою нетлени€, переноситс€ к лучшему, вечному жилищу. Ќыне духовна€ и освещенна€ Ѕогом луна, шеству€ навстречу —олнцу правды, лишаетс€ насто€щей, временной жизни и вместе с тем, восход€, просвещаетс€ славою бессмерти€. Ќыне позлащенный и Ѕогосоделанный ковчег пересел€етс€ из земной скинии в небесный »ерусалим, в покой бесконечный, о чем нам и Ѕогоотец ƒавид, воспева€ как бы на кифаре, говорит: приведутс€ ÷арю девы (ѕс. 44, 15), т. е. души после Ќее принесутс€ “ебе.

»так, теперь Ѕогородица, смежив вещественные очи, приносит нам великие, никогда не заход€щие, духовные светила, бодрствование и ходатайство за мир пред лицем Ѕожиим. “еперь, когда молчат ≈е Ѕогодвижные уста, издававшие членораздельный голос, ќна открывает —вои присноглаголющие, умол€ющие за весь род (наш), уста. Ќыне, опустив —вои телесные руки, которыми носила Ѕога, ќна, став бессмертною, воздвигает руки ко √осподу о всей вселенной. Ќыне, сокрыв подобный солнцу естественный вид —вой, ќна си€ет однако на написанной иконе —воей, которую предлагает земнородным дл€ благотворного лобызани€ и приличествующего поклонени€, хот€ еретики и не хот€т сего. »так, воспарив горе, чиста€ голубица не перестает охран€ть дольнее. ќтшедши телом, ќна с нами - духом; быв возведена на Ќебо, ќна отгон€ет демонов, €вл€етс€ ’одатаицею к Ѕогу. ƒревле смерть воцарилась чрез праматерь ≈ву, ныне же, прикоснувшись Ѕлаженной ƒщери ее, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. ѕосему да возрадуютс€ жены, наследовав славу, вместо бесчести€. ƒа радуетс€ освободивша€с€ от кл€твы ≈ва, поскольку она принесла благословенный плод - ћарию. ƒа взыграет вс€ тварь, орошаема€ таинственными водами нетлени€ из девственного источника, утол€€ ими смертоносную жажду. “аково празднуемое нами ныне. “аково воспеваемое, что дал нам корень »ессеев, принесший цвет - ’риста, св€щенный жезл јаронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветуща€ и боговозделанна€ ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол ÷ар€ всех, дом, полный славы √осподней, св€та€ завеса ’ристова, светлейша€ страна восточна€, уснувша€ в мире и правде; говорю "уснувша€", а не "умерша€" - потому, что “ы перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому.

 акими же словами мы изъ€сним “вое таинство? ”мом колеблемс€, слабый €зык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит вс€кий ум: оно не имеет ничего подобного себе или сходного с собою, чтобы мы могли легко изъ€снить его из наших дел. “ы изменила природу неизреченным –ождеством “воим: слыхал ли кто когда-либо, чтобы дева зачала бессеменно? ќ, чудо! ћатерь рождающа€ есть в то же врем€ нетленна€ ƒева, потому, конечно, что –ождаемое был Ѕог. ќдно это, отличное от других, “ы по справедливости имеешь в животворном ”спении: нетление того и другого - души и тела. Ќо пусть уже —ион поведает нам чудеса сего дн€.

»сполнен был предел жизни, наступал час разрешени€. —в€тейша€ ћатерь Ѕожи€ предвидела, как подобало, врем€ —воего преложени€. »бо кто, христолюбцы, не припишет этого ћатери Ѕожией и Ќачальнице пророков в большей мере, чем какому-либо пророку, наход€щемус€ в рабском состо€нии? „то же ќна сказала после того, как узнала и почувствовала это? "Ќаступил час исхода ћоего, приспело врем€ преселени€ ћоего к “ебе. ƒа будут, √осподи, при ћне люди, которые совершили бы погребение ћое; пусть присутствуют служители, которые погребли бы ћен€, и я в руки “вои предам дух ћой, а в руки учеников неприкосновенное и богопри€тное тело ћое, из  оторого восси€л “ы, Ѕезсмертный. ѕусть предстанут дл€ утешени€ ћоего рассе€нные по концам земли проповедники и служители ≈вангели€ “воего. »бо если праведного ≈ноха, живущего доселе, “ы по —воей благости изволил перенести (Ѕыт. 5, 24) и »лию ‘есвит€нина на огненной колеснице унес из сей известной в неведомые страны (4 ÷ар. 2, 11), обоих ожидающих “воего славного и страшного пришестви€; если, кроме того, “ы соделал, что јввакум в одно мгновение был чудесно перенесен от »ерусалима до ¬авилона и возвращен назад (ƒан. 14, 36 - 39), то что невозможно “ебе, когда “ы возжелаешь?"

Ћишь только ¬сехвальна€ ƒева изрекла это, €вились, вс€кий из своего места, двенадцать апостолов, как облака, на крылах ƒуха несомые к ќблаку —вета, пока не стали там (на землю) твердою ногою. ј что им сказала Ѕогоименита€, многопленна€ и нос€ща€ великое им€? ѕосмотрев вокруг с —воего ложа и вид€ ожидающих учеников, ќна сказала: "ƒа возрадуетс€ душа ћо€ о √осподе, и да будет дл€ ћен€ славою и величием во всех €зыках земных, что ќн собрал ко ћне основани€ ÷еркви, кн€зей вселенной, славных служителей ћоего погребени€. ќ, великое чудо! ќ, дар сыновней любви! Ќебо, содержащее в себе светила мира, €вл€етс€ жилищем дл€ ћен€.  ров небесный отверзаетс€, принос€ ћне таинников и св€щеннослужителей. »удейское соборище уже не будет неистовствовать против ћен€; св€щеннический совет уже не вооружит дерзновенной руки дл€ убийства ћоего. ѕрежде сии кровожадные старались погубить ћатерь и ћладенца, но не достигли цели: ибо им воспреп€тствовало ¬ысочайшее провидение. я пересел€юсь к безопасным жилищам, к покою, чуждому тревог и скорби, где лукавый не простирает сетей своей злобы, где я буду наслаждатьс€ сладост€ми √осподними; и я, бывша€ светлым храмом ≈го, узрю храм √осподень".

Ќо что отвечали ƒеве блаженные апостолы своими или пророческими словами? ќни говорили: –адуйс€, лествица, простирающа€с€ от земли до неба, как видел патриарх »аков (Ѕыт. 28, 12). –адуйс€, предивна€ купина, из которой €вилс€ ангел √осподень в пламени огненном, - купина, которую не сжигал пылающий огонь, как было показано высочайшему зрителю Ѕога ћоисею (»сх. 3, 2). –адуйс€, богопри€тное руно, из которого истекла небесна€ роса, чаша, полна€ воды, по дивному √едеону (—уд. 6, 37). –адуйс€, град ÷ар€ ¬еликого, который, удивл€€сь, величают цари, как изображает песнописец ƒавид (ѕс. 47, 3). –адуйс€, мысленный ¬ифлеем, дом ≈вфрафов, из которого вышел ÷арь славы, дабы быть кн€зем во »зраиле, его же исходы из начала от дней века, как говорит Ѕожественный ћихей (ћих. 5, 2). –адуйс€, приосененна€ гора девственна€, из которой €вилс€ —в€тый »зраилев, как взывает Ѕогодухновенный јввакум (јввак. 3, 3). –адуйс€, златый и светоносный светильник, из которого излилс€ неприступный свет Ѕожества сид€щим во тьме и сени смертной, по Ѕогодухновенному «ахарии («ахар. 4, 2). –адуйс€, общее очищение смертных, чрез  оторую от востока солнца и до запада »м€ √осподне славитс€ между народами, и во вс€ком месте приноситс€ фимиам »мени ≈го, по св€тейшему ћалахии (ћалах. 1,11). –адуйс€, легкое облако, на котором воссел Ѕог, согласно св€щенногласному »саии (»с. 19, 1). –адуйс€, св€щенна€ книга заповедей √осподних, новописанный закон благодати, которым мы познаем угодное Ѕогу, как сказал многоплачевный »ереми€ (¬арух. 4, 1). –адуйс€, дверь затворенна€, чрез которую вошел и вышел √осподь Ѕог »зраилев, по Ѕоговидцу »езекиилю (»езек. 44, 1 - 2). –адуйс€, невозделанна€ высочайша€ √ора, от  оторой отсечен краеугольный  амень, как говорит высший среди богословов ƒаниил (ƒан. 2, 3 - 4)".

» какой ум вместит?  акое слово сравнитс€ с тем, что воспевали и говорили там, как ублажали ≈е богословцы?..

Ќо когда они св€то совершили должное и св€тое, предстал —ам √осподь со славою силы —воей и всем воинством Ќебесным. » незримо совершали служение Ѕесплотные, а телесно - апостолы, €вившиес€ песнопевцами Ѕожественного величи€. —мешанное было собрание, и лик состо€л из Ќебесных и земных (пусть никто не дивитс€ нашему слову, возвещающему дела, достойные Ѕога), јнгелов, јрхангелов, √осподств, ѕрестолов, Ќачал, ¬ластей, —ил, ’ерувимов, —ерафимов, апостолов, мучеников, праведных, из которых одни шли впереди, другие навстречу, одни вели, другие следовали, - все же единогласно с радостью взывали:
"ѕойте √осподу! ’валите √оспода! Ѕлагословен √осподь на праведной горе св€тей ≈го! » да воздвигнетс€ небо в высоту!" »так, христолюбцы, слышал ли кто от века подобную песнь? ¬идел ли кто такое погребальное шествие? «нал ли кто-либо когда такое преселение, какого удостоилась ћатерь √оспода моего. » это справедливо: ибо кто выше “ой,  отора€ выше всех? ”жасаетс€ дух мой, когда размышл€ет о величии исхода “воего, о ƒево! »зумл€етс€ ум мой, рассужда€ о дивном успении “воем; св€зуетс€ €зык мой, когда повествует о таинстве “воего воскресени€. » подлинно, кто достойно слышаны сотворит все хвалы “вои, и кто возвестит все чудеса “вои?  акой высокий ум выскажет, какой красноречивый €зык передаст достоинства и дела “вои, представит и изобразит “вои таинства, славы, праздники, хвалы? “ы превосходишь, несравненно превышаешь величием вс€кую высочайшую часть неба, си€нием св€тости - свет солнца, заслугами - достоинство ангелов и бесплотное существо всех разумных и умопостигаемых —ил.

ќ, светлое и славное торжество “вое! “ак скажу €, раду€сь. ќ, дивное и полное знаменательностью прeшествие “вое! ќ, погребение “вое, дающее нетленную жизнь, –одительница света!.. Ќо, проход€ облака, и восход€ на Ќебо, и войд€ во —в€тое —в€тых во гласе радовани€ и исповедани€, удостой, о Ѕогородице, благословить земной круг, спасительно умер€€ “воими молитвами растворение воздуха, дару€ дожди во благовремении, управл€€ ветрами, дела€ плодородной землю, ÷ерковь спокойною, утвержда€ ѕравославие, охран€€ ќтечество, покровительству€ всему народу ’ристову, проща€, наконец, и мое дерзновение. »бо это было “вое слово: “ы, ћатерь Ѕожи€, пророчествовала о будущем: се бо отныне ублажат ћ€ вси роди (Ћк. 1, 48). »так, поскольку слова “вои не могут не исполнитьс€, то приими и это слово недостойного раба “воего, которое € произнес соответственно силам моим, и воздаждь ми радость спасени€ “воего. —илою молитв “воих укрепи мен€ с подчиненным мне стадом во ’ристе »исусе, √осподе нашем. ≈му же слава и честь и владычество со ¬семогущим ќтцем и ∆ивотвор€щим ƒухом ныне и присно и во веки веков. јминь.

(÷ерковна€ проповедь на двунадес€тые праздники.
„. 1. —ост. ѕ. —мирнов.  иев, 1904, с. 534 - 539).



»сточник:
ћине€, август, часть II. ћеждународный православно-просветительский центр при ћосковской ѕатриархии, 1999.