WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - СВТ. КЛИМЕНТ ВЕЛИЧСКИЙ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  

О ПРАЗДНИКЕ

ПРАЗДНИК В ИЕРУСАЛИМЕ

ДРЕВНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРАЗДНИКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

ТРОПАРЬ

АКАФИСТ

МОЛИТВА

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

ПОДЛИННИК ИКОНОПИСНЫЙ

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ПРАЗДНИКЕ

МОСКОВСКИЕ ХРАМЫ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


CЛОВА И ПРОПОВЕДИ НА ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:

СВТ. АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

ПРП. ФЕОДОР СТУДИТ

СВТ. КЛИМЕНТ ВЕЛИЧСКИЙ

СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВТ. ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ)

СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

СВЩМЧ. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ)

МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
СМЕРТИ НЕТ


МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
У ДОРОГОГО ГРОБА


АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР
СЛОВО НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ




ГЛАВНАЯ

Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Конец XII века. Дерево, темпера. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Успение. Феофан Грек (?).  Конец XIV в. (Около 1392 г.?)

Успение Богоматери. XIII в. Иконопись Древнего Пскова

Успение.  XV в. (Около 1497 г.?)

                                                                                          
СВЯТИТЕЛЬ КЛИМЕНТ,
ЕПИСКОП ВЕЛИЧСКИЙ, ОХРИДСКИЙ,
ПРОСВЕТИТЕЛЬ СЛОВЕНСКИЙ
(+ 916)

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НА ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ



Святитель Климент Охридский, просветитель Словенский
Святитель Климент Охридский,
просветитель Словенский


Ликуя ныне в светлое празднество, придите, возлюбленные, насладимся предивного чуда и, отвергнув мрак житейский, просветим чувственные очи и вознесемся умом, созерцая предивное Успение Матери Господней, а учеников Его - на облаках собранными к погребению пречистого тела Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Ибо Тою обновился обветшавший грехом род человеческий, Тою отворен Едем, когда-то заключенный Евой, Тою клятва разорена, а благословение - процвело; и жизнь вечная изошла оттуда, откуда вселилась смерть в нас. Та явилась новым Небом, понесши Творца Неба и земли; Тою обожилось человечество, так как Христос возлежал во святых Ее ложеснах.

Ибо, видев нас прельщенными диаволом и впадшими в смерть, Господь Бог наш, не терпя этого зрелища и умилостивившись над нами, преклонил Небеса, сошел, как дождь, на руно, вселился во чрево Девы, покрыв плотью Божество Свое, и стал вкупе Бог и Человек - сугуб естеством, почему и наречена Рождшая Его - Богородицей. Ее Святое Успение мы ныне почитаем и светло радуемся.

Если же кто, помышляя неподобное в уме своем, скажет: "Неприлично было Ей, породившей Жизнодавца Бога, вкусить смерть", - то мы им дадим следующий ответ. Так как Адаму по преступлении было сказано: яко земля еси и в землю отъидеши (Быт. 3, 19), а мы от него имеем начало бытия, а равно и кончину, то и Господь наш Иисус Христос пришел на землю, и принял смертную плоть, и ради нас вкусил смерть плотью, а не Божеством: ибо Божество всегда было бесстрастно и бессмертно. Но поскольку Он естеством - и Бог и Человек, то Он вкусил смерть человечеством, а не Божеством и, как Бессмертный, воскрес и воскресил с Собою первозданного Адама и прочих праведников, умерших после него.

Поэтому и Пречистая Госпожа и Приснодева Мария, Матерь Божия, плотью смерть вкусила. Сам Господь Бог сошел к Ней с Небес со множеством Бесплотных Сил и пречистыми руками принял Пресвятую Ее душу.

По молитве Ее со всех стран, для провождения честного тела, силой духовной, на облаках собрались апостолы - не только те, которые были живы, но и которые уже преставились. Внесли Ее в Гефсиманию и, сотворив здесь целование и хвалы, положили Ее в гробницу, из которой Она в третий день восстала из гроба: ибо подобало Ей быть исхищенной из гроба и Матери - быть у Сына.

Так преставилась Матерь Живота, отворившая роду человеческому входные двери в вечную жизнь. Днесь Матерь Господа Бога нашего восходит из нижнего Иерусалима в горний, Небесный град вечного Царства Христова! Днесь пресветлое облако восходит к неприступному свету Бесплотных Сил!

К Ней припадая, ныне мы возглашаем: "Радуйся, Источившая бессмертие роду человеческому! Радуйся, новый Кивот, понесший не скрижали каменные, но Самого Законодавца Христа, Спаса мира! Радуйся, Купина Неопалимая, носившая Огнь Божественный в пречистом Своем чреве! Радуйся, Гора несекомая, от Которой отсечен Камень Разумный - Христос, сокрушивший идольские капища! Радуйся, пресветлое облако, понесшее мысленное Солнце - Христа во чреве Своем! Радуйся, Радость Бесплотных Сил, бессеменно зачавшая и неизреченно родившая Творца Ангелов и всея твари Содетеля! Радуйся, пророческое исполнение и совершение нашего обновления! Радуйся, апостольская радость и мучеников твердое стояние! Радуйся, пространное вместилище невместимого естества! Радуйся, приявшая в Себя Светило незаходимого Света, весь мир богоразумно озарившая и освещающая все Своими молитвами! Радуйся, Трапеза духовная, приявшая в Себя Хлеб Небесный, давший Себя всем во спасение и дающий Жизнь верным! Радуйся, обновление Адамово и разрешение Евино!

Тобою, Госпожа, мы избавились от идольского прельщения, Тобою вновь мы возвращаемся в первозданную жизнь. Тобою, Пречистая Госпожа, мы нарицаемся сынами Божиими, верой крестясь во Святую Троицу. Тобою супостат наш диавол был побежден и низринут в огонь вечный с бесами своими. Тобою побеждаются всякие ереси и противники христианские. Тобою, Пресвятая Дева, болезни и страсти наши отгоняются. Тобою великие смиряются, а нищие обогащаются, хранимые благодатью. Тобою, Пресвятая Госпожа, рай отворен, а Царство Небесное даруется всем, с верой исповедающим Тебя Матерью Божией.

Ты явилась для печальных Заступлением, для больных - Исцелением, ибо понесла Понесшего на Себе болезни и страсти наши.

Тебя славят, Дева Богородица, архангельские и бесплотные лики, Тебя хвалят патриархи и пророческие чины, Тебя чтут апостольские соборы и мученические полки. Ты - архиереев Венец и человеческому роду Спасение.

Ты и ныне непрестанно молись за нас, почитающих Святое Твое Успение, всякие страсти отгоняй и болезни исцеляй, напасти расточай, ереси потребляй, мир и здравие подавай, испрашивая Царство Небесное у Сына Своего и Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



Источник:
Печатается по: Церковная проповедь на двунадесятые праздники: Слова, беседы и поучения святых отцов и учителей Церкви / Сост. П. Смирнов. Киев, 1904. С.482-488. Издательство Московской Патриархии, 1999.