WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - —¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение.  руг ƒиониси€.   онец XV - начало XVI в.

”спение ѕресв€той Ѕогородицы

”спение Ѕогоматери. »кона, √–ћ. ¬изанти€, нач. XV в.

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение.  √алере€ таблеток Ќовгородского музе€-заповедника.

”спение. ѕер. четв. XVI в. ƒоски липовые 146,6 x 117,5 x 3,6 cm. »кона находилась в иконостасе ”спенского собора города  емь. ¬ насто€щее врем€ икона хранитс€ в √осударственном –усском музее в —. ѕетербурге

 рещение, —ошествие св. ƒуха, ”спение Ѕогоматери. “рехчастна€ икона (часть тетраптиха), монастырь св. ≈катерины (—инай)

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √Ё. ¬изанти€, перв. пол. XIV в.

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √ћ»». ¬изанти€, посл. треть XIV в.

”спение. ѕерва€ половина XV в. “верска€ живопись

”спение Ѕогоматери. Ќовгород. XV век

                                                                                          
—¬я“»“≈Ћ№ ƒ»ћ»“–»…,
ћ»“–ќѕќЋ»“ –ќ—“ќ¬— »…
(+ 1709)

ќ “ј…Ќ≈ ¬ќ—’ќ∆ƒ≈Ќ»я Ќј Ќ≈Ѕќ Ѕќ∆»≈… ћј“≈–»



—в€титель ƒимитрий, митрополит –остовский. »кона XIXв. –остов ¬еликий
—в€титель ƒимитрий, митрополит –остовский.
»кона XIXв. –остов ¬еликий


ќ, дивное чудо! »сточник жизни в гробе
полагаетс€, и лествица к небеси гроб бывает.

(—тихира на ”спение).



¬озлюбленные слушатели! ƒивна€ ћать дивного Ѕога - дивна от начала и до конца —воего: дивна в зачатии —воем, дивна в житии —воем, дивна в преставлении —воем. ќна вс€ - одно дивное „удо.

ƒивна в зачатии: быв зачата, по ангельскому благовестию, от неплодных, чистых и св€тых родителей, ќна и рождена чисто и св€то. ƒивна в житии: ќна была девствующею ћатерью и матерствующею ƒевою; родила Ѕога - и не повредила —воего девства. ƒивна в преставлении: ќна —воим гробом не нисходит в землю, но восходит на Ќебо, и лествица к небеси гроб бывает. ќ, дивное чудо! » ћертвец дивен, и гроб дивен. ћертвец живет по смерти: в рождестве ƒева и по смерти жива; а гроб достигает Ќеба, как та лествица »аковлева, что утверждена была на земле, а верх ее достигал Ќебес: лествица к небеси гробЕ

”твердимс€ же умом своим при дивном бессмертном гробе Ѕожией ћатери, как при лествице, возвод€щей к Ќебу, и рассмотрим внутренними очами ступени этой лествицы, потому что лествица без ступеней не бывает.  акие это ступени, по которым Ѕожи€ ћатерь взошла на Ќебо в час —воего преставлени€?

ќ, дивное чудо! »сточник ∆изни во гробе полагаетс€ и лествица к небеси гроб бывает.

Ѕыло бы неудивительно гробом заградить источник так, чтобы он не источал свои струи, - но дивно претворить человеческий гроб размером в три локт€ - в лествицу, и притом достигающую Ќеба! Ќужно знать, что здесь гроб разумеетс€ вместо самой смерти.

—мерть названа гробом так же, как и лествицей. ј смерть св€тых перед √осподом честна, как лествица, возвод€ща€ к Ќебу души св€тых, и измер€етс€ трем€ богословскими добродетел€ми: верой, надеждой и любовью. » это - мера велика€ и высока€, достигающа€ как бы лествицей Ќеба! ѕотому что вера достигает до лицезрени€ Ѕожи€, надежда - до получени€ благ, ихже око не виде, а любовь - до самого сердца Ѕожи€, в  отором источник и начало вс€кой истинной любви.

—мерть - лествица.  ак лествица имеет две стороны: так и смерть, оканчивающа€ временную жизнь и начинающа€ жизнь вечную, имеет две стороны: жизнь оканчиваемую и жизнь начинаемую. » как между сторонами лествицы устраиваютс€ и утверждаютс€ ступени дл€ восхождени€, так и во врем€ смерти между жизнью оканчиваемой и жизнью начинаемой собираютс€ все добрые дела праведного мужа, совершенные в жизни временной, которыми душа, как ступен€ми, восходит к Ќебу, и таким образом смерть (или гроб) делаетс€ лествицей к восхождению: лествица к небеси гроб.

∆итие ћатери Ѕожией заканчиваетс€ преблаженнейшей кончиной: умирает ќна смертью бессмертной. — одной стороны - конец временной жизни, с другой - начало жизни вечной, а посреди, как ступени, устроенные к восхождению пресв€тейшей души ≈е - все ≈е добродетели, которые кто может исчислить?

 то может исчислить и высказать то, как, какими и сколь многими добрыми делами ѕресв€та€ ƒева угодила Ѕогу, “ворцу —воему, от юности —воей до блаженнейшей кончины? —корее изочтешь весною - цветы, летом - колось€, осенью - плоды, зимою - снег, на голове - волосы; скорее изочтешь капли в море, звезды вверху, нежели исчислишь добрые дела богоугождени€ и достоинства Ѕожией ћатери.

ќставл€€ все прочее неудобоисчислимое, € обращаю внимание только на три важнейших предмета и представл€ю их как бы ступен€ми лествицы, а, чтобы €снее показать их, предлагаю вопрос.

—прашиваю:  то преставилс€? «наю, что вс€кий, по усердию к ѕреставившейс€, даст ответ в похвальных выражени€х. ќдин скажет: "Ѕожи€ ћатерь преставилась к —ыну —воему и Ѕогу"; другой скажет: "ќдушевленное Ќебо вз€то в Ќебеса"; или - "¬рата непроходимые отнесены в небесные двери"; или - "Ѕожий ƒом пречистейший и пречестнейший перенесен в Ќерукотворенные ’рамы"; или - "—олнце, в котором ¬ышний положил —вое селение, взошло с земли на Ќебо"Е ¬с€кий, по усердию своему, скажет что-нибудь похвальное.

ј €, обраща€сь к —амому дивному бессмертному ћертвецу, положенному в гроб только на три дн€, спрашиваю: " то “ы, лежащий здесь?" » слышу отвечающий смиренный глас: се, –аба √осподн€ (Ћк. 1, 38).

“еперь пусть вс€кий знает, кто преставилс€: –аба √осподн€ преставилась; –аба √осподн€ положена в гробе!

«десь вспоминаю древнее изречение: "работать Ѕогу - царствовать", т. е. работать Ѕогу - то же, что и царствовать.  то истинный раб Ѕожий, тот наследник Ќебесного ÷арства, соцарствующий ’ристу.

≈сли же ѕречиста€ ƒева - –аба √осподн€, то - ÷арица воистину всей видимой и невидимой твари!

Ќо, прилежно взира€ умом своим на √оспода и –абу √осподню, € - также, как созерцаю √оспода моего в “рех Ћицах, ≈диного ќтца и —ына и —в€того ƒуха, так и в –абе ≈го, а ÷арице нашей, в одном лице ≈е вижу три особые про€влени€, выразивша€ работу Ѕожию: иначе ќна работала Ѕогу ќтцу, иначе - Ѕогу —ыну и иначе - Ѕогу ƒуху —в€тому.

ќна была ƒщерью Ѕога ќтца, к  оторой говорит: cлыши, ƒщи, и виждъ (ѕс. 44, 11); ћатерью Ѕога —ына и как бы Ќевестой Ѕогу ƒуху —в€тому. ќна поработала “роице —в€той верно и истинно в трех особых видах.

«десь оп€ть спрашиваю: эта –аба √осподн€, заслуживша€ —ебе царскую честь, какими ступен€ми достигла столь великого достоинства, столь великой чести, чтобы быть ≈й ƒщерью Ѕога ќтца, ћатерью Ѕога —ына, уневещенной ƒевою Ѕога ƒуха —в€того?

ѕоистине ќна положила восхождени€ в сердце —воем, положила в жизни —воей ступени восхождени€ к Ѕогу. Ќа уневещение Ѕогу ƒуху —в€тому взошла девственной чистотой; на материнство Ѕогу —ыну - смирением: €ко призре на смирение –абы —вое€ (Ћк. 1, 48); на дщерство Ѕогу ќтцу - любовью. » какими ступен€ми ќна приблизилась во временной жизни —воей к Ѕогу, в “роице ≈диному, теми же ступен€ми ќна и в бессмертном ”спении —воем взошла на Ќебо к ќтцу и —ыну и —в€тому ƒуху: девственной чистотой, смирением и любовью.

¬ начале, от юности —воей, ќна взошла к Ѕогу ƒуху —в€тому девственной чистотой, соделавшись живой ÷ерковью и одушевленным ’рамом ≈го; потому что нигде ƒух —в€той так не всел€етс€, как в девствующих. ƒевство, по свидетельству св€тых отцов, - сродно јнгелам, угодно Ѕогу. ј ѕречиста€ ћатерь Ѕожи€ по свидетельству св€того јмвроси€ - была ƒева не только телом, но и духом. ƒа внимаем умом своим словам этого учител€ о ѕречистой ƒеве: "Ѕыла, - говорит он, - ƒевою не только телом, но и духом".

„то значит телом и духом девствовать? „то значит быть чистым по телу и духу? » так как слово коснулось чистоты, то внемлите не только девствующие, или вдовствующие, или по пока€нию хран€щие чистоту, но внемлите и супружествующие. ¬сем вообще сказал јпостол: не весте ли, €ко телеса ваша храм суть живущему в вас —в€тому ƒуху? ’рам Ѕожий есте, и ƒух Ѕожий живет в вас, и - иже растлит церковь Ѕожию, растлит его Ѕог (1  ор. 6, 19; 3, 16, 17).

 аждый должен хранить свою чистоту. ƒевствующие - девственную, вдовствующие - вдовственную, состо€щие в супружестве - супружескую, чтобы быть чистым храмом —в€того ƒуха. ѕеред Ѕогом как чистота не состо€щих в супружестве похвальна, так и супругов - честна (брак честен); первых при€тна и других неотметна, как нескверна€; та славна, но и эта имеет свою особенную славу, по слову јпостола: ина слава солнцу, ина слава луне, и ина слава звездам (1  ор. 15, 41).

Ёти јпостольские слова —в€той »сидор ѕелусиот толкует так: "”подобл€ет ѕавел солнцу тех, которые возлюбили хранить девство; луне - тех, которые чисто пребывают во вдовстве; звездам - тех, которые в честном супружестве соблюдают ложе свое нескверным.  ак солнцу должно быть светлым и луне светлой, и звездам нетемным, так и девствующим нужно быть чистыми, и вдовствующим чистыми, и супружествующим чистыми, чтобы все были храмом, достойным —в€того ƒуха". »так, научитесь все, что значит быть человеку чистым по духу и телу.

¬с€кий человек сам по себе дво€кий: внешний и внутренний, плотский и духовный. ¬нешний видим, потому что плот€н; внутренний невидим, потому что духовен. Ќепорочна должна быть и дво€ка€ чистота его перед Ѕогом: телесна€ и душевна€, котора€ есть чистота духа.

Ќапрасно внешний человек почитаетс€ чистым, если внуренний оскверн€етс€ бесчисленными нечистотами. “акой человек уподобл€етс€ содомскому €блоку.

¬ книгах пишетс€: в той стране, где —одом и √оморра с окрестными городами погублены праведным гневом Ѕожиим, род€тс€ большие €блоки - весьма красивые по виду и имеющие удивительный цвет. » если бы кто, не видевшей их, впервые увидал, весьма подивилс€ бы красоте их и предполагал бы в них особенный вкус. Ќо если, прельстившись и вз€в одно €блоко, разрезал или вкусил, то ничего не нашел бы в нем, кроме одной пыли непри€тной, смерд€щей и вредной. » ты, человек, чистый телом, а душею оскверненный, не подобен ли такому €блоку? „истота тела твоего, как €блоко по виду прекрасное, а нечистота в теле твоего духа и ума, как прах непри€тный, смерд€щий и душевредный. “аких людей —ам √осподь ’ристос в ≈вангелии уподобил гробам повапленным, (повапить - красить, подкрашивать, расписывать красками; повапленный - раскрашенный) полным смрадных костей, и сказал им: вы есте оправдающе себе пред человека, Ѕог же весть сердца ваша (Ћк. 16,15). ќ, если бы можно было загл€нуть в сердце такого показного "св€того", то нашелс€ бы там не один сгнивший и смерд€щий труп - мысль нечиста€! »так, нужно знать, что чистота внешнего человека, то есть тела, без чистоты внутреннего человека - духа, не есть чистота, как это и объ€сн€ет св€той ≈вфимий ¬еликий, говор€: "ѕусть вс€кий знает, что если кто и не творит греха телом, а любодействует умом, принима€ и удержива€ худые мысли, соизвол€€ им и услажда€сь ими, тот блудник, и не может быть храмом —в€того ƒуха". —в€той ƒух св. «латоустом уподоблен пчеле: как пчела не входит в смрадный сосуд, так и ƒух —в€той не входит в нечистую душу.

Ќо обратимс€ оп€ть к словам св. јмвроси€, сказанным о ѕречистой ƒеве: "ќна была ƒева не только телом, но и духом". ƒевой ќна была телом, соблюдши цвет чистоты —воей нетленным; ƒевой ќна была и духом, никогда не помышл€€ о браке.  огда ќна проживала в церкви, во —в€та€ —в€тых, и пришла в возраст брачный, и архиереи и св€щенники повелели, чтобы, по законному обычаю, оставив церковное обитание, подобно прочим девицам-сверстницам, вышла замуж, - ќна ответствовала им: "я отдана родител€ми от пелен одному Ѕогу, а потому и обещала соблюсти —вое девство вовеки; дл€ ћен€ невозможно быть сопр€женной с смертным человеком, и ничто не может ћен€ принудить к браку - ƒеву Ѕессмертного Ѕога". јрхиереи, услышав это, удивились новости вещи, потому что никогда не было девы, обещавшей Ѕогу свое девство вовеки: такою в мире ќна €вилась перва€.

ћожет кто-нибудь удивл€етс€, что, по преступлении јдама —лово Ѕожие не скоро пришло на землю дл€ воплощени€ и спасени€ падшего рода человеческого - даже до половины шестой тыс€чи лет. Ќо на земле не находилось ни одной такой девы, котора€ была бы чиста не только телом, но и духом. ќна одна - перва€ и последн€€ - обрелась такой; поэтому, ради сугубой чистоты —воей, т. е. телесной и душевной, и удостоилась быть ÷ерковью и ’рамом —в€того ƒуха. ј как тогда девственной чистотой —воей ќна взошла к Ѕогу ƒуху —в€тому, приблизилась и соединилась с Ќим в един дух, по сказанному: прилепл€€йс€ √осподеви един дух есть с √осподем (1  ор. 6, 17), - так и в ѕречестном ”спении —воем ќна той же ступенью взошла к Ќебесам, на Ќебеса и превыше Ќебес.

ќна взошла к Ѕогу —ыну ступенью смирени€, потому что смирением сделалась достойной быть ћатерью ≈го. “ой же ступенью смирени€ ќна взошла и на Ќебо и превзошла честью и достоинством все лики св€тых.

—мирение служит доброй ступенью как к земным высоким - мирским и духовным - почест€м, так и к небесным. ѕраотец Ѕогородицы и ’риста, св€той ƒавид, гонимый тестем своим —аулом, показавшись ему в одном месте издалека, воззвал: ¬след кого ты ходиши, кого ты гониши? ¬след ли пса умерша (1 ÷ар. 24, 15). —аул, познав его невинность и кротость, отвечал: Ќыне се, аз вем, €ко царю€ царствовати имаши, и стати имать в руце твоей царство »зраилево (ст. 21). «аметим, что когда ƒавид столько смирилс€, тотчас услышал уготованное ему от Ѕога царское титло: ÷арю€ царствовати имаши; он смирением достиг чести царской, земных духовных почестей. —в€той »оанн ѕредтеча смирилс€ до ног ’ристовых, говор€: Ќесмь достоин преклоньс€ разрешити ремень сапог ≈го (ћк. 1, 7), и что услышал за это от ’риста? Ќе воста в рожденных женами болий »оанна  рестител€ (ћф. 11, 11). —в€той »оанн ступенью смирени€ взошел на столь высокое достоинство, что ему дано было возложить руку на превысочайшую главу Ѕожи€ —ына. Ќо и к Ќебесным превысочайшим почест€м нет другого способа восхождени€ и ступени, как смирение, потому что √осподь говорит: —мир€€йс€ вознесетс€ (ћф.23, 12).

Ќекогда между јпостолами произошел разговор и спор: кто из них достойнее в јпостольском лике и кто первый на небе? ѕредложили и —амому √осподу вопрос, говор€: " то более в ÷арстве Ќебесном?" √осподь же, призвав малое отроча, поставил его посредине и сказал: јще не обратитес€ и будете €ко дети, не внидете в ÷арство Ќебесное (ћф. 18, 3). Ќо, √осподи! „то это за учение, чтобы “воим ученикам из мужей совершенных обращатьс€ в детство? ѕетр стар и јндрей также и прочие јпостолы не молоды, как им можно обратитьс€ на прежние, давно уже прошедшие лета и сделатьс€ малыми отрочатами? ј √осподь говорит: "... Ќепременно будьте отрочатами, если желаете войти в Ќебесное ÷арство и быть в нем великими". √осподи! —кажи нам образ этого обращени€ к отрочеству. √осподь говорит: »жеубо смиритс€ €ко отроча сие, той есть болий во ÷арствии Ќебеснем (ст. 4). ¬от образ отрочествовани€, хот€ бы и в старых летах: быть смиренным, кротким, незлобивым, как и отроки. ’орошо и јпостол сказал: Ќе дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (1  ор. 14, 20).  то младенец по незлобию и смирению, дл€ входа тому отверзаетс€ Ќебесна€ ƒверь, тот входит в ÷арство Ќебесное и бывает в нем велик.

”ченики ’ристовы имели нужду в обращении к смиренному отрочеству, потому что они начали несколько горделиво возноситьс€ в уме своем: одни прос€т сесть одесную и ошуюю ’риста в ÷арствии ≈го, а другие помышл€ют, кто из них больший, - ищут начальства.

Ќо ѕречиста€ ƒева не нуждалась в таком обращении: ќна была посто€нно смиренна от младенчества —воего, хот€ и возрастала телом, но духом смирени€ умал€лась, и всегда, как отроча, младенчествовала незлобием и смирением. ќна возрастала с годами телом, возрастала высоким разумом, а богомысленным умом дос€гала Ќеба, возрастала и великим достоинством. ќна знала достоверно, что не друга€ дева, а именно ќна родит —ына Ѕожи€, как ≈й было открыто о том от —амого Ѕога ќтца во врем€ полунощной молитвы во —в€та€ —в€тых: облистал ≈е Ѕожественный свет, и ќна услышала от Ѕога ќтца голос, говор€щий: "“ы родишь —ына ћоего". ¬ какую честь, в какое достоинство ќна возросла! » в таком великом возрасте помышл€ет ли о каком начальстве, о сидении на каком престоле и власти? Ќисколько, но младенчествует отроческим смирением, говор€: се, –аба √осподн€! “. е. как бы не только недостойна быть, но и назватьс€ ћатерью √оспода “ворца ћоего; недостойна не только соцарствовать, но даже предсто€ть ≈му; не только недостойна в утробе или на руках —воих носить ≈го, но даже воззреть на ѕресв€тое лицо ≈го, на которое и —ерафимы с трепетом взирают. ƒа буду я одною из служащих ≈му рабынь: се, –аба √осподн€.

 ака€ глубина смирени€ ≈е, глубина неудобозрима€ и јнгельскими очами. “акою высокой ступенью глубокого смирени€ ќна взошла на превысочайшую честь Ѕогородичного нетленного материнства, потому что с теми смиренными словами ≈е: се, –аба √осподн€, - в ѕречистой девственной утробе ≈е —лово плоть бысть и вселис€ в ны (»н. 1, 14).

—мирение служит основанием всему, а прочие добродетели суть как бы построени€ на основании. » особенно ѕречиста€ ƒева в —воей жизни смирением приблизилась к Ѕогу,  оторый говорит: Ќа кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого (»с. 66, 2). “ем же смирением в преставлении —воем ќна взошла и на Ќебо и славно возведена на ѕрестол Ќебесного ÷арства: смирение царствует в ѕречистой ƒеве там, откуда низвержена гордын€.

ќна взошла к третьему, начальному в —в€той “роице лицу, Ѕогу ќтцу, третьей, высшей всех, ступенью - любовью, потому что, по слову јпостола: "Ѕолши же сих любы" (1  ор. 13, 13), посредством которой ќна сделалась ƒщерью ќтца Ќебесного.  ак ѕречиста€ ƒева возлюбила Ѕога, этого не может никакой €зык исповедать, никакой ум постигнуть. Ћюбовь есть тайна - одна из неведомых сердечных тайн, известна€ только —амому Ѕогу, испытующему сердца и утробы. ћы можем частью уразумевать любовь из некоторых внешних дел, случаев и обсто€тельств. Ќапример, осталс€ ќтрок »исус в »ерусалиме и, найд€ ≈го, ѕречиста€ ƒева сказала: Ѕол€ща искахома “ебе (Ћк. 2, 48), т. е. сердцем бол€ще. «десь можем сказать, что ѕречиста€ ƒева возлюбила Ѕога от всего сердца. —тоит ќна при  ресте, смотрит на вольное страдание —ына —воего, и слова —имеона сбываютс€ над Ќей: “ебе же самой душу пройдет оружие (2, 36). «десь можем сказать, что ѕречиста€ ƒева возлюбила Ѕога всею душею. ѕо вознесении √осподнем на небо осталась на земле ѕречиста€ ƒева в первенствующей ÷еркви и непрестанно помышл€ла о —ыне —воем и Ѕоге и имела всегдашнее желание перейти к Ќему от здешнего мира. «десь могли бы мы сказать, что ќна возлюбила Ѕога всем помышлением, но нимало не постигнем и не выразим достойно, как ќна поистине любила ≈го всем сердцем, всей душой и всем помышлением.

ѕо-человечески могли бы сказать, что ѕречиста€ ƒева так возлюбила Ѕога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего. Ќо у людей сердечна€ любовь раздел€етс€ на части: особо кто любит родител€, особо друга, особо сына.

ј в ѕречистой ƒеве любовь не могла раздел€тьс€ на части. “от,  ого ќна любила, был ≈й и ќтцем, и ≈диночадным —ыном, и Ќетленным ∆енихом. ¬с€ ≈е всецела€ любовь была в ≈дином Ѕоге, почему ќна и наречена как Ќевестой ƒуха —в€того и ћатерью Ѕога —ына, так и ƒщерью Ѕога ќтца - ƒщерью же не в том смысле, как все верные Ѕогу чада: ƒаде им область чадом Ѕожиими быти, верующим во им€ ≈го (»н. 1, 12); и оп€ть: јз прииму вы, и буду вам во ќтца, и вы будете ћне в сыны и дщери, - глаголет √осподь ¬седержитель (2  ор. 6, 17 - 18), но в смысле несравненно высшем, честнейшем, ближайшем ѕречиста€ ƒева есть ƒщерь Ѕога ќтца. ≈сли бы, например, какой человек вз€л к себе две малые осиротевшие отроковицы и, воспитав вместо дочерей, назвал их обеих дочерьми своими, а потом одну из них дал бы естественному сыну своему в невесту. ќтроковица, сопр€женна€ сыну его, бывает, по закону естества, дочерью ближайшей, более родной, в сравнении с отроковицей, несопр€женной сыну его: эта называетс€ дочерью только по присвоению, по имени, а та становитс€ дочерью по закону естества, потому что с родным сыном его делаетс€ плотью одной.  ак сын дл€ отца своего есть естественный сын, так и сыновн€€ супруга дл€ того же отца, по закону естества, дочь. “ак нужно разуметь и о ѕречистой Ѕогородице.

Ѕог ќтец вместо дщерей вз€л —ебе наше человеческое естество и особенно ѕречистую ƒеву, как бы осиротевшие отроковицы. Ќаше естество было осиротевшим, потому что отпало от ра€ и первой Ѕожией благодати. ќсиротевшей была после родителей и ѕречиста€ ƒева. Ѕог назвал наше естество одною дщерью: "Ѕудете ћне в сыны и дщери", - назвал и ѕречистую ƒеву ƒщерию, говор€: —лыши, ƒщи, и виждь, и приклони ухо “вое, и забуди люди “во€, и дом отца “воего (ѕс. 44, 11). ѕо наступлении предуставленного времени, Ѕог ќтец сопр€г —ыну —воему —лову ƒеву Ќевестою, и сделалась ѕречиста€ ƒева Ѕогу ќтцу наиближайшей ƒщерью в сравнении с нами. ќна коснулась естества Ѕожи€, сопр€гшись Ѕогу —лову плотию —воею, которою воплотила ≈го в —ебе, и ƒева ћари€ - ближайша€ Ѕогу ќтцу ƒщерь, нежели все человеческое и јнгельское естество.

ќбраща€ внимание и на материнство ≈е, родившей Ѕога —ына, оп€ть видитс€ велика€ близость ≈е к Ѕогу ќтцу. Ќе напрасно в "ѕесни ѕесней" говорит к Ќей Ѕог ќтец: ”подобих “€, ближн€€ мо€ (1, 8).  ак ќн родил естественного —воего Ѕога —ына без матери, так и ќна того же, а не иного Ѕога —ына родила без отца и сделалась Ѕогу ќтцу как бы искренней сестрой.

Ќа это столь великое достоинство ѕречиста€ ƒева возведена как преждесказанными добродетел€ми, девством и смирением, так и любовию, ибо √осподь говорит: јз люб€щи€ ћ€ люблю (ѕритч. 8, 17). » справедливо, потому что ѕречиста€ ƒева возлюбила Ѕога любовию теплейшею, более всех бывших насто€щих и потом имевших быть св€тых. ѕосему и Ѕог возлюбил ≈е более всех, присвоил и приблизил, вверил ≈й носить и родить девственною утробою совершенного Ѕога в совершенном человечестве.

» как тогда на такую высокую близость к Ѕогу ќтцу ѕречиста€ ƒева взошла ступенью любви, так и теперь, в ѕречестном —воем ”спении, той же ступенью взошла на Ќебо.

“ак этими трем€ ступен€ми (прохожу молчанием прочие бесчисленные) ћатерь Ѕожи€ ныне восходит в √орн€€ - к Ѕогу ƒуху —в€тому девственной чистотой, к Ѕогу —ыну - смирением; к Ѕогу ќтцу - любовию. Ћучше же сказать, всеми трем€ ступен€ми вместе взошла к ≈диному в “роице Ѕогу. „ем ќна угодила Ѕогу ƒуху —в€тому, тем угодила Ѕогу —ыну и Ѕогу ќтцу. „ем угодила Ѕогу —ыну, тем угодила Ѕогу ќтцу и Ѕогу ƒуху —в€тому. „ем угодила Ѕогу ќтцу, тем угодила Ѕогу —ыну и Ѕогу ƒуху —в€тому.

ћы же такому ≈е восхождению, таким ступен€м удивл€€сь, с ужасом говорим: о, дивное чудо! Ћествица к небеси гроб бывает. јминь.



»сточник:
ѕечатаетс€ по: ÷ерковна€ проповедь на двунадес€тые праздники: —лова, беседы и поучени€ св€тых отцов и учителей ÷еркви / —ост. ѕ. —мирнов.  иев, 1904. —.482-488. »здательство ћосковской ѕатриархии, 1999.