WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  

О ПРАЗДНИКЕ

ПРАЗДНИК В ИЕРУСАЛИМЕ

ДРЕВНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРАЗДНИКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

ТРОПАРЬ

АКАФИСТ

МОЛИТВА

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

ПОДЛИННИК ИКОНОПИСНЫЙ

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ПРАЗДНИКЕ

МОСКОВСКИЕ ХРАМЫ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


CЛОВА И ПРОПОВЕДИ НА ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:

СВТ. АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

ПРП. ФЕОДОР СТУДИТ

СВТ. КЛИМЕНТ ВЕЛИЧСКИЙ

СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВТ. ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ)

СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

СВЩМЧ. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ)

МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
СМЕРТИ НЕТ


МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
У ДОРОГОГО ГРОБА


АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР
СЛОВО НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ




ГЛАВНАЯ

Успение. Круг Дионисия.  Конец XV - начало XVI в.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Богоматери. Икона, ГРМ. Византия, нач. XV в.

Успение Богоматери. Икона, Кирилло-Белозерский музей. Москва или Ростов (?). Нач. XV в.

Успение.  Галерея таблеток Новгородского музея-заповедника.

Успение. Пер. четв. XVI в. Доски липовые 146,6 x 117,5 x 3,6 cm. Икона находилась в иконостасе Успенского собора города Кемь. В настоящее время икона хранится в Государственном Русском музее в С. Петербурге

Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)

Успение Богоматери. 1479 (?). Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль

Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Конец XII века. Дерево, темпера. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Успение. Феофан Грек (?).  Конец XIV в. (Около 1392 г.?)

Успение Богоматери. Икона, ГЭ. Византия, перв. пол. XIV в.

Успение Богоматери. XIII в. Иконопись Древнего Пскова

Успение.  XV в. (Около 1497 г.?)

Успение Богоматери. Икона, ГМИИ. Византия, посл. треть XIV в.

                                                                                          
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН,
ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ, ЗАДОНСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
(+ 1783)

СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ



Святитель Тихон Задонский
Святитель Тихон Задонский


Блюдите, како опасно ходите
(Еф. 5, 14).



Представьте человека, который, сидя на изукрашенном престоле и имея все удовольствия, в то же время видел бы под собой воспламеняющийся огонь, над головой - повешенный на тончайшей нитке преострый меч, и со всех сторон - вооруженных против него.

Рассудите: при такой опасности, в таком ужасе могут ли все удовольствия и увеселения составить спокойствие этому человека? Отовсюду смерть: сверху - смерть, снизу - смерть, со всех сторон - смерть ...

Изображая такое состояние человека, я говорю о состоянии жития нашего.

Мы все, живущие на земле, находимся в такой же опасности, в какой - данный человек. Именно об этом и предложу свое Слово во славу Божию и в честь нынешнего торжества, чтобы всем нам, окруженным опасностями в мире сем, жить с осторожностью, по увещанию богомудрого учителя, святого Павла: блюдите, како опасно ходите.

Слушатели! Когда мы откроем умные наши очи и посмотрим на обстоятельства жития нашего, то непременно увидим, что оно сходно с состоянием того человека, и никакая красота мира сего не возможет увеселить нас. Мы увидим над собою Бога, претящего нам мечом правды; увидим под собою ров адский, уготованный грешникам; увидим позади грехи наши, непрестанно мучающие нашу совесть; увидим перед собой смерть, неуклонно приближающуюся к нам; увидим по правую и по левую сторону врагов душ наших, строящих козни и ищущих нам погибели.

Бог, Который над нами, - Всемогущ, и никто не может противиться Ему; Он - наш Творец и Господь - в одну минуту может сокрушить нас, как сосуды скудельные, руками Его содeланные, и потому Он страшен. Христос повелевает нам бояться Его: убойтеся могущего и душу и тело в геенне погубити (Мф. 10, 28). И Иеремия вопиет к Нему: кто не убоится Тебе, о, Царю языков? (Иерем. 10, 7).

Он - Всевидящий: Ему открыты все наши дела, все замыслы, все сердечные помышления. Он видит еще и несодеянное нами: и несоделанное мое видесте очи Твои (Пс. 138, 16), - говорит псалмопевец. И как Он есть бесконечное Добро, то не выносит и малейшее зло, и наказует за него: ибо - Правосуден.

Между сынами израилевыми, исшедшими из Египта, у Него не было приятнее и любезнее, чем Моисея, с которым Он беседовал как друг с другом, за моление которого отвращал и меч гнева Своего от непокорных и жестоковыйных людей, которому, наконец, Сам объявлял, говоря: вем тя паче всех. Однако же за некое преступление наказал и его, не допустив до земли Обетованной и столь им желанной.

Если же Бог наказует и друзей Своих за преступление, то что думаете вы - бесстрашно и явно дерзающие против Божия закона? Вы, которые чуждого ложа беззаконно касаетесь? Вы, которые кровь брата проливаете; вы, которые тайным и явным образом ближнего обижаете; вы, которые кровавые слезы вдов, сирот и бедных пьете; вы, которые делателей и наемников ваших труды даром пожираете; вы, которые хульными устами Седящего на Небесном троне касаетесь; вы, которые присяги и клятвы свои нарушаете; вы, которые ищете истребить от земли живых опечалившего вас словом, и подобные грешники, - что вы думаете о себе? Думаете ли вы, что убежите праведного суда Божия? В вас ли великое преступление останется не отмщенным, когда во святых малое наказуется? Малое Бог наказует, а великое оставит ли? Разве у Бога неправда? Да не будет! Да не помыслим даже этого, ибо праведен Господь, и несть неправды в Нем.

Сколько же беззаконий вы прилагаете к беззаконию, столько же собираете себе гнева и ярости Божией, если не прибегаете к Божию милосердию с покаянием и сокрушенными слезами!

Вот, слушатели, какой меч висит над нами! - Меч правосудия Божия, грехами нашими заостренный...

Но посмотрите умным оком вниз себя, и вы увидите под собою и ров глубокий, ад зияющий, хотящий пожрать грешников. И он тотчас пожрал бы, если бы не удерживало его милосердие Божие, благодать Божия, ожидающая покаяния грешника. Страшна эта пропасть и святым мужам.

Святитель Кирилл Александрийский говорил: "Боюсь геенны, ибо она бесконечна; боюсь тартара, ибо он не причастен теплоты; боюсь тьмы, потому она непричастна света". Да и других святых тревожил тот же страх.

Если же святые Божии, которые всю жизнь проводили в сугубом покаянии, работали Богу так, что и малейшей заповеди Его боялись преступить, - и они трепетали, представляя эту пропасть: то нам ли, грешникам, быть бесстрашными? Хорошо святой Златоуст сравнивает таких с малыми детьми, которые страшатся придуманных личин и не боятся огня, о который обжигаются. Так и люди, имеющие младенческий ум, боятся временного несчастья, проходящих бед, посылаемых от Бога для исправления, и не трепещут геенны, которой и сами бесы ужасаются. Ведь даже Святое Евангелие рассказывает, как бесы молиша Его, то есть Христа, да не повелит им ити в бездну, хотя та для них уготована.

Вот - и вторая опасность, над нами.

А когда мы посмотрим вперед, то увидим не меньшую опасность: увидим смерть, которая никого не оставляет; и чем дольше мы живем - тем скорее она приближается к нам.

Этот предел Божий чем нам не известнее, тем более страшен. Не известен: поскольку похищает без разбора старых и молодых, готовых и не готовых, праведных и грешных. Страшен: поскольку отсюда начинается нескончаемая вечность. Отсюда мы отходим или в блаженство вечное, или в муку вечную, или в место радости, или в место плача; отсюда мы начинаем или вечно жить, или вечно умирать, или вечно царствовать на Небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать во аде с сатаной и аггелами его. О, смерть, смерть, коль страшна память твоя!..

Но дивная вещь: всех нас ожидает сей неотвратимый рок, а мы живем так, как бы и не было его. Окаянная наша слепота!

Всякому не безызвестно, в каком состоянии находится тот, кого окуют в железо, и, посадив в темницу, приговорят к смерти. Не нужны ему тогда ни жена, ни дети, ни друзья, ни сродники, ни богатство; не идут на ум пища и питье. Одна только дума у него - что он приговорен к смерти... Он в страхе ожидает, когда придет тот день и час, в который ему умереть.

Праведный суд Божий еще в раю приговорил всех нас с праотцом к смерти: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). И сколько веков ни прошло, но еще не было такого, чтобы кого-нибудь миновал бы предел сей; да и повседневные примеры показывают это.

Отчего же мы живем не так, как приговоренный к смерти? Почему не боимся часа того? Отчего не приготовляемся к нему? Зачем всегда упражняемся в пьянстве, в роскоши, в играх, в забавах? Для чего друг друга обижаем, грабим, обманываем? Что любуемся поклонами лукавыми, коварством диавольским? Зачем через неправедные прибытки собираем богатство, будто бы с ним и вечно не расстанемся? Ведь мы приговорены к смерти судом Божиим так же, как и в темнице сидящий; и суд Божий непременно изведет нас из темницы тела сего, когда будет назначенное время, а персть предастся персти: земля еси, и в землю пойдеши!

Разве кто сказал, что "не равна смерть"? Мол, в темнице сидящим - она бесчестная, а прочим - обыкновенная. Но один Бог знает, какая будет кончина тебе, так думающему. Имеешь ли ты откровение от Бога тебе о конце твоего жития? Может и тебя будут казнить; может в пучине морской погрязнешь, или от разбойников убит будешь, или иным подобным образом скончаешься.

Мы только рождаемся все одним образом, а умираем различными. Иной стоя падает, и бывает бездыханен; иной на ходу споткнется, и без души лежит; иной сидя склоняется, и его поднимают мертвым; иной с вечера ляжет спать на одр, а поутру на одре смертным полагается: иной за столом сидя веселится - и в тот час износится ко гробу с рыданием. А что с другим случается, то и с тобой и со мной случиться может. А когда это будет - от нас закрыто; потому всякий час надо ожидать.

Но когда и как бы ни случилось скончать жизнь, всем откроются книги совести. Тут явятся дела всякому, яже с телом содела или блага, или зла; тут покажутся две дороги, из которых одна ведет в жизнь, а другая в смерть вечную.

Но одно надо признать: что князь тьмы ослепил нам глаза, дабы не видать того предела Божия и не помышлять о нем; а, не помышляя, - исполнять злую и погибельную его волю, и так лишиться спасения.

Вот что перед нами обращается, слушатели!

А что мы увидим сзади себя, - на то посмотрим умным нашим оком. Ах, страшно туда и взглянуть нам! Там стоят лютые наши соперники, крепко держащиеся за нас и немилостиво влекущие нас к Судье, и тщащиеся предать в темницу вечную.

Там, говорю, - грехи наши, за всю жизнь соделанные, как страшилища некие, хотящие напасть на нас и на дно ада низринуть. Грехи уязвляют совесть нашу, поражают, как мечом. Эти мучительные враги низринули ангелов с Неба на дно ада и пленицами мрака связали; враги эти выгнали праотца Адама со всем родом его из рая; враги эти навели страшный потоп на весь мир, попалили содомские и гоморрские грады. Враги эти столько людей Божиих не допустили до земли Обетованной! Эти мучительные враги разоряют города и великие государства, они наводят всякие другие беды и напасти. Такие, говорю, лютые враги наши позади нас стоят, и восстают на нас.

А как еще внимательнее осмотримся и душевными глазами посмотрим на правую и левую сторону, то увидим не меньше опасности. Увидим, с одной стороны - мир с прелестями, с другой - князя тьмы с началами, властями злобы поднебесной, вооружающихся на нас!

Итак, если с одной стороны уклониться, с другой - встречает беда. Слышите, что Исаия вопиет: страх и пропасть и сеть на вас живущих на земли. И будет, бежай страха, впадет в пропасть: и излазя из пропасти, имется в сеть (Ис. 24, 17 - 18.).

Как звери в лесах от ловцов: так люди в мире сем бывают гонимы и уловляемы от духов злобы поднебесной. Звери, когда освободятся от тенет, впадают в ямы; а если выберутся оттуда, попадают на псов: то же случается и с человеком. Когда он избавился от одной козни - попадает в другую; ищет уединения - впадает в большее искушение; оставляет уединение - натыкается на соседей развращенных и злобой их, как смолой, очернится. Итак, куда ни обратится - везде его ловит сеть пагубы...

Антоний Великий, как читаем мы в церковной истории, видел весь мир, опутанным сетьми от земли даже до Небес. Потому и взывал он с воздыханием ко Господу: "Господи! кто может избавиться от сих сетей?" И подлинно, никто бы из нас не устоял, если бы благодать Божия не спасала всех.

Теперь, слушатели, взирая умными очами на все обстоятельства, рассудите: не в такой ли опасности находится и наша жизнь, в какой того человека, о котором мы помянули в начале слова?..

Что же нам делать? Как нам избавиться от всех этих зол? Поищем и мы себе образец, которым бы нам уклониться от опасностей.

И вот способ тот приходит нам на ум! - избавим себя от грехов истинным и слезным покаянием, которое Милосердый Бог даровал нам грешникам для немощи нашей. Таким образом и от мучительства совесть свою освободим, и праведный гнев Божий отвратим, и Бога на милость преклоним, и геенну под нами, грехами нашими разжженную, угасим. Ибо Человеколюбивый Бог ничем так не преклоняется, как слезами человеческими, от сердца сокрушенного исходящими. Поощряют нас к тому ниневитяне, покаянием избегшие гнева Божия; поощряет Манассия, царь Иудин, сокрушением сердца от уз греховных разрешившийся. Поощряет блудница, слезами омывшая ноги Христовы и от скверн греховных тем омывшаяся. Подает себя в пример святой Петр, верховный апостол, трижды отрекшийся Христа и горьким плачем опять возведенный в апостольский лик.

Подражая им, прибегнем и мы с умилением ко Владыке нашему: Он, как Отец Многомилостивый, преклонившись на милость, и от грехов очистит нас, и праведный Свой гнев отвратит, и от пропасти адской избавит Своим человеколюбием. А как Бог примирится с нами, то уже и смерть нам не страшна будет.

Но избавимся и от прочих обстояний, то есть наветов диавола и мира, если со слезами будем молиться Тому же Милосердому нашему Промыслителю Богу, чтобы Он открыл нам разумные очи, которыми могли бы увидеть распростертые для нас сети вражий. А когда мы увидим их, то благодатью Того же Господа можем и уклониться их, ибо не так опасны, и потому удобно избежим как явные наветы врага, как тайные.

Всегда будем прибегать также к помощи и защищению, во-первых, Владычицы нашей Богородицы, общей всем христианам Предстательницы, честное Успение Которой мы ныне празднуем; потом - с усердием призовем и всех угодников Божиих, да помогут нам, поскольку они, как сами искушены были, то и нам искушаемым могут помощи.

Потщимся и подражать им в осторожности жития: они уклонились наветов вражиих, памятуя последние четыре: смерть, суд, ад, Царствие Небесное.

И мы примем то в ум и будем всегда содержать память смертную. Это не попустит нас хвалиться благородством и братию свою презирать.

Памятуя смерть, отвратим руку от лихоимства, грабежа, а лучше от своих имений будем пополнять руки просящих, ведая, что все мирское останется миру, а мы, - как наги вошли в мир, так наги и отойдем. Памятуя смерть, не будем обременять свой телесный мех объедением и пьянством, но будем принимать столько пищи и питья, чтобы не ослабеть и трудиться, надеясь сами быть снедью червей. Памятуя смерть, не пожелаем богатых одежд, ведая, что при погребении нужна одна только срачица для прикрытая наготы. Памятуя смерть, не будем доставать коварным происком многих земель, ведая, что по смерти надо будет земли не более трех аршин. Итак, памятуя смерть, будем иметь великое спасение и избежим козней неприязненных.

А когда будем помнить смерть, то на ум придет и Суд Страшный, который следует по смерти, где будем истязаны за худое слово и помышление. Памятуя смерть, будем и к Страшному Суду приготовляться и Судию Праведного всячески умилостивлять. Ибо, если, призываемые к человеческому суду, мы готовим, что там сказать, чем оправдаться: то тем более к суду Божию, на котором будут явлены и все помышления наши.

От Страшного Суда представятся в уме две дороги: по одной бедные грешники с плачем, воплем и рыданием бесполезным идут в муку вечную; по другой - блаженные праведники с радостью неизреченной идут в жизнь вечную. Постоянная память этих четырех не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, говорящему в предосторожность нам: помни последняя твоя четыре, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39). Аминь.



Источник:
Печатается по: Церковная проповедь на двунадесятые праздники: Слова, беседы и поучения святых отцов и учителей Церкви / Сост. П. Смирнов. Киев, 1904. С.482-488. Издательство Московской Патриархии, 1999.