WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - —¬. ѕ–ј¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √Ё. ¬изанти€, перв. пол. XIV в.

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √ћ»». ¬изанти€, посл. треть XIV в.

                                                                                          
—¬я“ќ… ѕ–ј¬≈ƒЌџ…
»ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…
(+ 1908)

ќ Ѕ≈——ћ≈–“»» ЌјЎ≈… ƒ”Ў»



—в€той праведный »оанн  ронштадтский
—в€той праведный »оанн  ронштадтский


» по смерти жива, спасаеши
присно, Ѕогородице, наследие “вое
(»рмос 9-й песни).



—лова эти, возлюбленные брать€, - истина и дело. ѕресв€та€ ¬ладычица наша Ѕогородица живет и после смерти, вси бо и после смерти живи дл€ Ѕога (Ћк. 20, 38). ѕресв€та€ же ƒева ћари€ - особенно, как ћатерь ∆ивота. “о, что Ѕогородица и сейчас жива, €сно всем верующим из того, что ќна и после смерти посто€нно, во все времена и во всех местах на земле спасала и спасает наследие —вое, христиан православных, и даже - неправославных.

¬есьма утешительна дл€ нас, брати€, земна€ кончина Ѕожией ћатери. ¬ ≈е кончине мы €сно все видим бессмертие души нашей после смерти. “ак как особенно в нынешнее врем€ люди сильно оплот€нели и весьма, весьма многие совершенно не думают о бессмертии своей души и даже многие не вер€т в это бессмертие, то побеседуем ныне, по случаю праздновани€ ”спени€ Ѕожией ћатери, о том, что мы, без вс€кого сомнени€, бессмертны по душе.

„ем же докажу € всем маловерам бессмертие человеческой души? ƒоказательств этого так много, брать€, что не знаю, с которого и начать...

Ќачну вот с чего. ƒуша человеческа€ есть дыхание Ѕожества, есть образ и подобие Ѕожие, как сказано: сотворим человека по образу Ќашему и по подобию (Ѕыт. 1, 26). Ѕог же - Ѕессмертен, значит и душа наша - бессмертна.

ƒуша человеческа€ есть, как говор€т люди ученые, существо простое, несложное, значит в ней нечему разрушатьс€ и умирать. ќна живет, несомненно, и после смерти телесной.

ƒоказательством тому служат и писани€ людей, оставшиес€ после их смерти, их завещани€, изустно или письменно переданные, их наставлени€. ”сопшие говор€т нашему уму и сердцу и после смерти своей, и их словам внимают, их слова исполн€ют семейства, веси, города, царства, весь мир.

¬озьмем в пример писани€ апостолов и богоносных отцов наших. јпостолы жили до нас за 1800 лет с лишком. Ќо их писани€ научают, утешают, руковод€т в христианской вере и жизни людей всего света, как сказано: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенны€ глаголы их (–им. 10, 18). ќни научают людей всех веков и будут светом дл€ мира, солью земли до скончани€ века. „ита€ или слуша€ слово Ѕожие, проповеданное апостолами, мы, живые люди, получаем новую, лучшую, благодатную жизнь душам своим, хот€ сами они умерли и давно не поучают нас видимо в телах своих. „то же это значит? “о, что они в Ѕоге всегда живы, и когда читаем или слушаем их писани€, мы беседуем как бы лицом к лицу с ними самими, с их душами, которые всегда близки к нам в Ѕоге.

“ак о св€том »оанне «латоусте известно, что когда он читал писани€ св€того апостола ѕавла и занималс€ их истолкованием, то сам св€той апостол ѕавел беседовал с ним и открывал ему истинный смысл своих посланий. ѕреподобные и богоносные отцы ÷еркви, жившие за много лет до нас и оставившие нам свои молитвы, песнопени€, целое богослужение, разные правила и постановлени€ церковные, доселе вместе с нами мол€тс€, воспевают “риединого Ѕога, св€щеннодейству€ с нами невидимо, управл€ют нашей духовной жизнью, нашими церковными празднествами.

ј что еще сказать об их писани€х?  ак много духовной пользы, света, силы, поко€, сладости, жизни принос€т они душам нашим?  акую жизнь вливают они в души наши - они, по-видимому, отжившие и более как бы не существующие? ќ! они живут и по смерти! - и как слово их не умирает, так и тем более души их, породившие такое слово, также не умирают. ≈сли слово их бессмертно, то, конечно же, и душа - источник слова.

ƒокажу еще бессмертие души тем, что ’ристос √осподь Ѕог и „еловек, воскресший из мертвых, положил —воим ¬оскресением начало нашему блаженному воскресению. Ётот пример всего €снее и сильнее говорит о бессмертии нашей души. √осподь наш »исус ’ристос и по человеческому естеству —воему, нераздельно соединившемус€ с Ѕожеством, живет после ¬оскресени€ из мертвых во веки веков: и бых мертв, и се жив есмь во веки веков (ќткр. 1, 18), - говорит —ам ќн. Ќо ќн восприн€л на —еб€ человечество дл€ нас, а не дл€ —еб€, и все что ни делал, делал дл€ того, чтобы дать нам образ, то есть - научить нас, показать пример, на деле €вить, что ожидает нас в будущем. » так, если ќн был мертв и теперь жив во веки веков, то и мы по смерти будем жить во веки веков. ¬ самом деле жив во веки веков, ќн, по ≈го собственным словам, - с нами есть во вс€ дни до скончани€ века (ћф. 28, 20).

ќн всегда спасал, спасает и будет спасать нас до скончани€ века. ќн спасает нас в таинстве ѕока€ни€; соедин€етс€ с нами в таинстве ѕричащени€, очища€ наши грехи, осв€ща€ нас, упокоива€, возвесел€€; ќн ограждает нас водой и ƒухом —в€тым в таинстве  рещени€; укрепл€ет и возращает нашу духовную жизнь в таинстве ћиропомазани€; исцел€ет от болезней телесных через исцеление немощей душевных в ≈леосв€щении; поставл€ет ƒухом —в€тым пастырей ÷еркви —воей —в€той в таинстве —в€щенства; благословл€ет брак в таинстве Ѕрака. ¬се таинства совершает ќн, —паситель наш, ƒухом —воим —в€тым, от ќтца исход€щим, и христиане верующие и внимательные к голосу сердца своего, по опыту знают на себе силу ≈го, в св€тых таинствах им подаваемую.

’ристос —паситель посто€нно, ежедневно, без числа спасает нас от грехов и страстей по молитве нашей. Ѕездна спасени€ бесчисленному множеству душ христианских исходит от Ќего каждый час, каждую минуту, и сердечными очами вид€т спасение ≈го все спасаемые, и благодар€т ≈го, и славослов€т ≈го за пучину ≈го человеколюби€, за бездну ≈го милостей. ќн живет посто€нно в сердцах людей, верных ≈му, и есть дл€ них »сточник духовного света, силы, мира, утешени€.

≈сли же ќн, соделавшийс€ нас ради „еловеком, и по смерти телесной жив был духом нашим и сходил во ад проповедовать там победу над смертью и избавить души людей, с верою ожидавших ≈го пришестви€, если ќн по смерти и ¬оскресении из мертвых живет духом и телом человеческим во веки веков и посто€нно €вл€ет в нас всемогущую, Ѕогочеловеческую силу —вою, то и мы по смерти своей будем живы душами своими во веки веков: несть Ѕог мертвых, но живых: вси бо “ому живи суть (Ћк. 20, 38), а по воскресении тел наших будем вечно живы и телами своими.

ѕренепорочна€ ћатерь —пасова, подобно —ыну и Ѕогу —воему, так же и по смерти жива не только душой, но и телом; и как благосерднейша€ и всем благомощна€ ћати всех христиан, так же спасала, спасает и будет спасать во все века всех, с верою, упованием и любовью к Ќей молитвенно обращающихс€ во всех скорб€х, грехах и болезн€х, мол€ о всех нас —ына —воего, ’риста Ѕога нашего и всем твор€ спастись, в державный покров ≈е прибегающим.

—илу ≈е молитв испытывали и испытывают все христиане, обращающиес€ к Ќей с молитвою в духе и истине, потому-то мы и поем в молебне ≈й, «аступнице нашей: не умолчим никогда, Ѕогородице, силы “во€ глаголати, недостойнии: аще бо “ы не бы предсто€ла... “во€ бо рабы спасаеши присно от вс€ких лютых. ќна, ѕреблагосерда€ ћати ÷ар€ Ќебесного всегда с нами, только бы мы были с Ќею, то есть только бы веровали несомненно и твердо в ≈е близость к нам во вс€кое врем€. ¬оззови только к Ќей с верой в скорби или болезни, вс€кий христианин, и увидишь, какие чудеса ќна сотворит над душой твоей!

»так, возлюбленные брать€, веруйте без вс€кого сомнени€ в бессмертие человеческой души после смерти. ћатерь Ѕожи€, жива€ и после смерти и спасающа€ всегда наследие —вое, да уверит вас несомненно в этой великой истине. ј веру€ в бессмертие своей души, помните, что после смерти все мы предстанем некогда пред судищем ’ристовым, да приимет кийждо, €же с телом содела, или блага, или зла (2  ор. 5, 10).

ѕотому молите ÷арицу Ќебесную, да умолит ќна —ына —воего, чтобы ќн отверз вам человеколюбные утробы —воей благости, и, презрев ваши бесчисленные согрешени€, обратил вас к пока€нию и €вил вас искусными исполнител€ми заповедей ≈го.

ћолитесь ≈й, чтобы ќна всегда предсто€ла вам, как милостива€ и благосерда€ и человеколюбива€, в насто€щем житии будучи теплой ѕредстательницей и ѕомощницей, отгон€ющей от .вас нашестви€ демонов и наставл€ющей вас ко спасению; во врем€ же исхода из этой жизни сохранила бы души ваши, прогнала бы далеко от вас темные лица лукавых духов; в страшный же день избавила бы вас от вечной муки и соделала бы вас наследниками неизреченной славы —ына и Ѕога —воего, которую, дай Ѕог получить всем нам ≈е ходатайством и заступлением, благодатью и щедротами и человеколюбием ≈динородного —ына ≈е, √оспода нашего и Ѕога »исуса ’риста,  оему подобает вс€ка€ слава. јминь.



»сточник:
ѕечатаетс€ по: »оанн »льич —ергиев, прот. ѕолн. собр. соч. »зд. 2-е. “. 1. —ѕб., 1893. —. 475-480. »здательство ћосковской ѕатриархии, 1999.