WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - —¬ўћ„. ј–’»≈ѕ. ‘јƒƒ≈… ”—ѕ≈Ќ— »…
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение.  руг ƒиониси€.   онец XV - начало XVI в.

”спение ѕресв€той Ѕогородицы

”спение Ѕогоматери. »кона, √–ћ. ¬изанти€, нач. XV в.

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √Ё. ¬изанти€, перв. пол. XIV в.

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)

                                                                                          
—¬яў≈ЌЌќћ”„≈Ќ» 
ј–’»≈ѕ»— ќѕ ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)
(+ 1937)

» ѕќ —ћ≈–“» ∆»¬јя



—в€щенномученик архиепископ ‘аддей. —овременна€ икона.
—в€щенномученик архиепископ ‘аддей.
—овременна€ икона.


 руг светлых празднеств в честь ѕречистой Ѕогоматери —в€та€ ÷ерковь завершает праздником в честь ≈е бессмертного ”спени€. ”блажа€ “у,  оторую по ≈е боговдохновенному предречению ублажают вси роди (Ћк. 1, 48), ÷ерковь воспевает ≈е ныне с такой славой, что эти песнопени€ кажутс€ как бы отзвуком пени€ ангельского, слышавшегос€ при ≈е погребении и продолжающегос€ доселе на Ќебесах.

ѕам€ть вс€кого замечательного человека тоже окружают почитанием и прославлением. ƒаже не верующие в жизнь после смерти справл€ют годовщины смерти людей, почитаемых великими, потому что живы их мысли и дела. “ем более не может остатьс€ без славного почитани€ в христианском мире день ”спени€ Ѕогоматери, ћатери “ого, в  ом была жизнь и свет человеков (»н. 1, 4).

 ончиной увенчиваетс€ начало вс€кого дела, от нее получает свою истинную цену все дело.  ончиной обнаруживаетс€, была ли слава окончившего свой земной путь, дело своей жизни, лишь мнимой, мимолетным призраком, на краткое врем€ вспыхнувшим и скоро угасшим пламенем, или та слава подобна отблеску огн€, который, загоревшись в свое врем€, не угас, но продолжает гореть в сердцах множества людей, оживл€ть их во все времена.

¬ празднование ”спени€ Ѕогоматери мы свидетельствуем, что не только пам€ть о Ќей в христианском мире жива, но —ама ќна и по смерти жива и продолжает и из того мира, в который перешла по смерти, благодетельствовать оставшимс€ на земле.

 ак велика Ѕогоматерь!  ак достойна того, чтобы о Ќей вспоминали, ублажа€ ≈е, все роды! »з всего рода человеческого ќна одна предызбрана Ѕогом дл€ того, чтобы сделатьс€ ћатерью —амого Ѕога во плоти!

“от,  то почивает на св€тейших ’ерувимах, искал и нашел —ебе ѕрестол, жилище в люд€х через рождение от ƒевы Ѕогоматери. ѕсалмопевец ƒавид говорил: √осподь с Ќебес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Ѕога. ¬се уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (ѕс. 13, 2 - 3). Ѕыли св€тые, но соделались они таковыми не сами по себе, а по вере в “ого,  то, будучи —ам Ѕогом, через воплощение на земли €вис€ и с человеки поживе. ќ самих же люд€х говорили древние: не оправдитс€ пред “обою вс€к живый (ѕс. 142, 2).

≈сли бы дл€ воплощени€ Ѕожи€ нужно было создать только бездушную плоть, то Ѕог мог уготовать ее единым мановением —воего всемогущества: Ѕог и из камней мог сотворить чад јвраама (ћф. 3, 9), - не тем ли более мог создать —ебе —амому плоть дл€ €влени€ на земле? Ќо нужно было предуготовить дл€ Ѕоговоплощени€ плоть одушевленную, свободный разумный сосуд Ѕоговоплощени€, избрать из среды тех же падших людей Ѕогоматерь, чтобы Ѕог воплотившийс€ не был чуждым дл€ человечества.  ак могли бы мы быть "свои" ≈му (»н. 1, 1; ≈ф. 2, 19), сделатьс€ едино с Ќим, как ветви с лозою, через общение с Ќим почерпать жизнь вечную, если бы плоть и душа Ѕогоматери были чуждыми нам?

ѕоэтому самое €вление Ѕогоматери из среды падшего рода человеческого есть величайшее чудо из чудес. Ёто было €вление “ой, подобной  оторой в человечестве никого не было.  то из падших людей мог бы достойно и свободно послужить великому таинству, сделатьс€ одушевленным ’рамом Ѕожества, всецело отринув грех и покорив свою склонную к греху волю воле Ѕожией?

„тобы стать достойным сосудом воплощени€ Ѕога —лова, Ѕогоматерь должна была быть совершенной не только в начале жизни, до –ождества ’ристова, но - до самого конца. ƒушу человека и его жизнь нельз€ разделить на части, из которых одни были бы худыми, другие добрыми: если худ конец жизни человека, то значит начало порчи было заложено уже прежде.  онечно, благодатью Ѕожией изглаживаетс€ прежн€€ порча, но изглаживаетс€ после €влени€ Ѕога во плоти. “а,  отора€ должна была послужить этому €влению, была при содействии благодати чуждой вс€кой духовной порчи - ¬сесв€той, ¬сенепорочной, превосход€щей ветхозаветное —в€тое —в€тых, которое было лишь тенью, образом ≈е. » ќна всецело предала —еб€ действию всеочищающей благодати, за что достойна тем большего ублажени€ от всех родов.  то из людей может сравнитьс€ с Ќей по чистоте девства?  то возлюбил Ѕога такой же любовью - чистой, всецелой, безраздельной?

 ак глубоко ≈е смирение! ќна, величайша€ из всех людей, „естнейша€ ’ерувим и —лавнейша€ без сравнени€ —ерафим, слагает все тайны боговоплощени€ в сердце —воем (Ћк. 2, 19), а не возглашает о —ебе как о ћатери —ына Ѕожи€. ќна готова терпеть поношени€ человеческие от незнавших тайны безмужнего рождени€ от Ќее —ына Ѕожи€. ќткрыла же эту тайну лишь немногим ближайшим ученикам ’ристовым.

ќна живет на земле тайно и безвестно, как бы и не была ћатерью “ого,  ого прославл€ли бесчисленные толпы за дивные чудеса. ѕребывает в безвестности и после прославлени€ ≈е Ѕожественного —ына всеми, как сокрыта€ от взоров Ћили€ чистоты посреди терни€ мирских страстей.

ј какие страдани€ в молчании несла ќна, вид€, как бесслав€т, гон€т, ищут убить, наконец, мучают и распинают ≈е возлюбленного —ына, свет очей ≈е, единую отраду ≈е жизни! ћатеринские скорби о дет€х не превосход€т ли иногда скорби самих детей страждущих?

 ак дивна ≈е вера в Ѕога, не угасша€ и тогда, когда —олнце угасло на  ресте! ≈сть ли вообще така€ добродетель, котора€ была бы ≈й чужда? Ѕыл ли кто из людей, кто мог бы сравн€тьс€ в добродетел€х с Ќею? Ёти добродетели передала ќна как бесценное сокровище миру дл€ вечного воспоминани€ и ублажени€ ≈е.

Ќо еще более велика ≈е слава потому, что сокровища —воих добродетелей не сложила ќна лишь в сокровищницу пам€ти человеческой, а отдала миру в помощь. ѕотому ќна и по смерти жива.

ћатерь ∆изни €вл€етс€ “аковой и после смерти —воей дл€ всех живущих на земле. Ѕлагоде€ни€ ≈е непрестанны и по смерти, как в дни земной жизни. ≈е смерть - лишь бессмертное ”спение.

» как славны были обсто€тельства, окружавшие это бессмертное ”спение!

ѕо ¬ознесении √оспода Ѕогоматерь часто посещала место ¬ознесени€ —ына —воего, мол€, чтобы скорее ќн вз€л ≈е к —ебе и дал оп€ть видеть лицо —вое.

» вот однажды, во врем€ таких молений, јрхангел √авриил, прежде благовестивший ≈й зачатие —ына Ѕожи€, возвестил ≈й врем€ ≈е кончины. ¬ знамение же победы над приблизившейс€ смертью вручил ветвь ра€.

Ќе скорбью о близкой смерти, а радостью о скорейшем лицезрении Ѕожественного —ына преисполнилась Ѕогоматерь от этой вести.

ќна сообщила о близости отшестви€ —воего апостолу »оанну, а тот оповестил апостола »акова, брата √осподн€, епископа »ерусалимского.

—корбевших о скором разлучении утешала ќна обещанием, что по отшествии к —ыну —воему, приблизившись к Ќему, ќна получит еще большее, чем при жизни, дерзновение ходатайствовать перед Ќим за всех, живущих на земле.

ќна только очень желала прежде отшестви€ видеть апостолов, рассе€вшихс€ тогда по разным странам дл€ проповеди ≈вангели€. » ’ристос исполнил ≈е желание, собрав их чудесным образом к ≈е жилищу.

Ќастал предреченный день отшестви€ ≈е из мира. ќна ожидала пришестви€ —воего Ѕожественного —ына,  оторый, нисшедши в горницу с сонмом небожителей, прин€л дух —воей ћатери, соделав ≈е отшествие безболезненным и радостным.

ѕослышалось ангельское пение. Ћицо отход€щей си€ло небесной славой. ќт ѕречистого тела исходило благоухание, совершались многие дивные исцелени€ больных. Ѕлагодетельству€ всех при жизни, Ѕогоматерь благодетельствовала и в смерти, €вл€€ тем, что ќна и по смерти жива.

—о скорбью и слезами прощались апостолы с “ой,  отора€, по ¬ознесении √оспода как бы заменила им ≈го присутствие. «атем началось погребальное пение псалмов и вдохновенных песен, и скорбь сопровождавших гроб перешла в победное духовное торжество. —ветлое облако и пение небесных —ил сопутствовали несомому гробу.

”знав о шествии, враги ’ристовы воспламенились €ростью, но силой Ѕожией их попытки причинить вред телу Ѕогоматери и окружающим были разрушены.

ќдин иудейский св€щенник хотел опрокинуть одр Ѕогоматери, но руки его были отсечены невидимой силой и висели, прилепленные к одру. ¬еликое чудо и слова апостолов обратили его к вере, по которой даровано было ему исцеление.

ѕо особому усмотрению Ѕожию апостол ‘ома, проповедовавший в »ндии, не был при погребении Ѕогоматери. ќн прибыл только на третий день после ≈е ”спени€.  огда скорбевшему о том апостолу ‘оме был открыт гроб, тела Ѕогоматери там уже не оказалось, и апостол недоумевал о случившемс€.

“айна была вскоре открыта.  огда апостолы сидели за трапезой и по установившемус€ обычаю хотели воздвизать часть хлеба в честь и пам€ть о ’ристе, €вл€вшемс€ им по воскресении и раздел€вшем с ними трапезы, то €вилась им Ѕогоматерь и сказала: "–адуйтесь, ибо я с вами во все дни". »з этого €влени€ Ѕогоматери апостолы познали, что ќна и по смерти жива и без тлени€ с телом вознесена к ѕрестолу —ына —воего и Ѕога на Ќебо.

“ак исполнилось пророческое слово: воскресни, √осподи, в покой “вой, “ы и  ивот св€тыни “вое€! (ѕс. 131, 8) » другое: предста ÷арица одесную “ебе, в ризах златых оде€на, преиспещрена (ѕс. 44, 14 - 16), - предстала дл€ того, чтобы войти в предназначенную ≈й славу, дл€ того, чтобы вошедши в славу, ходатайствовать с дерзновением об оставшихс€ на земле.

 ак бы с молитвенно воздетыми руками, которыми носила ќна Ѕожественного —ына, отошла ќна к Ќему, взыва€: €же ћи дал еси, во веки сохранит (канон, песнь 8).

—толь славно, радостно, утешительно ”спение Ѕогоматери! ”дивительно ли, что предукрашенна€ Ѕожественною славою св€щенна€ и славна€ ƒевы пам€ть вс€ собра к веселию верные? (канон, песнь 1).

“олько бы ≈е, вошедшую в радость, не огорчать нам, усыновленным чадам Ѕогоматери, новыми оскорблени€ми —ына ≈е, попранием ≈го заповедей, запечатленных ≈го  ровью, не допускать, чтобы снова и снова оружие входило в ≈е душу (Ћк. 2, 35), - оружие скорби о грехах людских, приведших к –асп€тию возлюбленного ≈е —ына!

ћатерь скорбит, вс€чески стараетс€ делать добро чадам, ≈е огорчающим, но не останутс€ ли бесплодными и ≈е скорбь и молени€, к —ыну обращаемые, если снова распинают в себе —ына Ѕожи€ и ругаютс€ ≈му? (≈вр. 6, 6.)

Ѕудем же притекать к Ќей с усиленными мольбами, но скорб€ и оплакива€ вечные свои отступлени€ от заповедей ’риста, чтобы могла ќна, хот€ бы на этот пока€нный плач и воздыхани€ чад указать ≈му в —воих неотступных молитвенных ходатайствах за нас перед —ыном —воим, чтобы, когда ќна обращает к Ќему лицо —вое со скорбными молитвами за нас, не отвращал ќн лица —воего от нас, навлекших на себ€ праведное прокл€тие и казни, чтобы оставалась еще надежда на помилование тех, кто делами своей жизни уже закрыл все двери неистощимого милосерди€ Ѕожи€. јминь.



»сточник:
ѕечатаетс€ по: —в€щенномученик архиепископ ‘аддей (”спенский). –адуйтесь! ћ." 1998. —. 408-416. »здательство ћосковской ѕатриархии, 1999.