WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - ћ»“–ќѕќЋ»“ Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„). —ћ≈–“» Ќ≈“
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение.  руг ƒиониси€.   онец XV - начало XVI в.

”спение ѕресв€той Ѕогородицы

”спение Ѕогоматери. »кона, √–ћ. ¬изанти€, нач. XV в.

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √Ё. ¬изанти€, перв. пол. XIV в.

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)

                                                                                          
ћ»“–ќѕќЋ»“ Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)

—ћ≈–“» Ќ≈“

—лово, сказанное в ”спенской церкви
Ќоводевичьего монастыр€ г. ћосквы



ћитрополит Ќиколай (ярушевич). 1892 - 1961
ћитрополит Ќиколай (ярушевич).
1892 - 1961


—егодн€ день ”спени€ Ѕожией ћатери. ¬оспоминаемое нами св€щенное событие - не повод дл€ скорби и печали; совсем напротив - это день светлой радости и торжества. Ѕожи€ ћатерь не умерла: сегодн€ ќна начала новую жизнь, сегодн€ - начало ≈е небесного ћатеринства дл€ всех тех, кто пошел, идет и пойдет за ≈е Ѕожественным —ыном, как за своим ”чителем и ќтцом.  ак в день св€той ѕасхи, лику€, мы ноем: "—мертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", так и сегодн€, с чувством духовного восторга, мы восклицаем: "ѕреставилас€ еси к животу, ћати сущи живота..." Ёти св€тые слова радостным эхом отдаютс€ в наших душах, и ликующее верующее сердце вторит этим словам: смерти нет, смерти нет! ¬ этом - величайший урок сегодн€шнего праздника: проповедь той истины, котора€ €вл€етс€ высшей радостью, наибольшим счастьем дл€ верующей души - смерти нет, мы не умрем никогда!

Ќет большего несчасть€ на земле, чем смерть; нет ничего, что возбуждало бы в нас такой страх, как смерть. Ћюба€ болезнь - и сама€ т€жела€, любое страдание и бедствие бледнеют перед лицом смерти. Ќикто не хочет смерти. ћы все отвращаемс€ от нее. “олько больные духом ищут ее. ћы часто можем видеть старца, утружденного годами, обремененного многими старческими недугами, - и все же он хочет жить и не хочет умирать. ќ чем это говорит? ќ том, что мы носим в себе предощущение своего бессмерти€.

¬ каждом из нас врожден инстинкт самосохранени€. ѕри вс€кой гроз€щей нам опасности мы невольно вздрагиваем, подымаем руки дл€ защиты себ€. ѕрежде чем внезапно надвинувша€с€ опасность дойдет до нашего сознани€, мы уже защищаем свою жизнь. ќ чем это говорит? ќ том, что не дл€ смерти мы созданы, а дл€ жизни. Ќи один из врожденных инстинктов не может быть ложным. » нет большего утешени€ дл€ верующего сердца, как знать, что смерти нет.

ѕервый человек был создан бессмертным. Ћюди никогда не должны были знать смерти. Ќо после того как этот первый человек не исполнил, жив€ в раю, воли Ѕожией и согрешил, в жизнь человека вошла смерть как следствие его греха. „еловек стал смертен по телу, остава€сь бессмертным своей душой. Ќо, отдава€сь греховной жизни, опуска€сь все ниже по лестнице греха на самое дно пороков и страстей, человек стал забывать о своем бессмертии. ќн стал вести исключительно животную жизнь, отдава€ ее только заботам о земной жизни и нечистым удовольстви€м, не дума€ и уже не зна€ о том, что его ждет по смерти. Ћишь немногие лучшие люди ветхозаветных времен сумели сохранить в себе пам€ть о своем бессмертии и веровали в него. ќдин из них - псалмопевец ƒавид - восклицает: "...ты не оставишь души моей в аде и не дашь св€тому “воему увидеть тление..." (ѕс. 15, 10).

 онечно, многие наблюдательные и пытливые умы, даже и среди ветхозаветного человечества, неоднократно хотели приподн€ть завесу, скрывающую от них посмертное будущее. Ќаблюда€ за природой, люди не могли не видеть того, что все в природе умирает дл€ того, чтобы вновь родитьс€, воскреснуть: солнце заходит, чтобы взойти утром следующего дн€; луна ущербл€етс€, умал€етс€, чтобы в свое врем€ родитьс€ вновь; сем€, опущенное в землю, сгнивает и после этого дает росток и стебель; природа зимой умирает, чтобы весной с теплом оп€ть ожить. Ќеужели, - мог думать человек, и мы знаем, что так многие и думали, - он, венец творени€, хоз€ин природы, умира€, навсегда уходит с лица земли и превращаетс€ в прах земной? ѕочему же ум человеческий так стремитс€ к знани€м, хочет охватить их возможно больше? ѕочему сердце человека так прив€зываетс€ к люд€м, загораетс€ такой крепкой и посто€нной любовью, если человек смертен и смерть должна в нем оборвать всю его внутреннюю умственную и духовную жизнь? ¬едь это было бы насмешкой природы над человеком. ¬се это пытливому человеческому уму не могло не говорить о том, что предощущение бессмерти€ врождено человеку, но человеческий ум сам по себе был бессилен эту тайну пон€ть и приподн€ть завесу над будущностью человека.

Ќо вот в сроки, предуставленные в —овете Ѕожием, взошло над землей —олнце, взошло, чтобы никогда не заходить, и во свете этого —олнца все не€сное, только предощутимое, стало €сным. ѕришел на землю —ын Ѕожий в образе √оспода нашего »исуса ’риста, и люди услышали из ≈го уст такое волнующее, напо€ющее их радостью слово: "¬ерующий в сына имеет жизнь вечную..." (»н. 3, 36).

√осподь »исус ’ристос в дни земного —воего служени€ люд€м показал себ€ хоз€ином жизни и смерти человека: ќн подошел к двенадцатилетней дочери »аира - начальника синагоги, лежавшей мертвой на одре, и воскресил ее (см.: ћк. 5, 21 - 43). ”теша€ наинскую вдову, потер€вшую своего единственного сына, ќн совершил чудо воскрешени€ этого юноши на глазах многочисленной толпы, когда встретилс€ с погребальной процессией при входе в город Ќаин (см.: ћ. 7, 11 - 15). «а шесть дней до —воей смерти ќн вернул жизнь четверодневному, уже смердевшему мертвецу Ћазарю, и это чудо, совершенное также на глазах толпы, вызвало бурное ее ликование (см.: »н. 11, 17 - 44). Ќаконец, сам ќн, умерший на кресте и положенный во гроб, встал из мертвых в третий день по ѕисанию. —воим ¬оскресением ќн утвердил на вечные времена истину бессмерти€ человеческой души. Ёту истину подтвердило ”спение Ѕожией ћатери, душа  оторой, а затем и тело были вознесены ≈е —ыном на небо; вечно живой мы знаем —вою Ќебесную ћатерь.

—мерти нет.

“еперь из Ѕожественного ќткровени€ мы все знаем о смерти и своей будущей жизни. ћы знаем: то, что прин€то называть смертью, не есть только остановка дыхани€ и биени€ человеческого сердца. Ќа €зыке церковном эта минута называетс€ таинством смерти; тогда совершаетс€ воистину тайна: бессмертна€ душа разлучаетс€ с телом, покида€ его, как свое временное жилище, и, как сказано в слове Ѕожием, "возвратитс€ прах в землю, чем он и был; а дух возвратитс€ к Ѕогу,  оторый дал его" (≈ккл. 12, 7).

ћы знаем теперь, что не умрут ни наше сознание, ни все те чувства, с которыми мы здесь живем, и в услови€х новой загробной жизни все это раскроетс€ во всей своей глубине и силе. Ќаша вера учит тому, что на сороковой день по смерти совершаетс€ √осподом предварительный суд над душой человека. ¬ течение этих первых сорока дней по смерти душа человека проходит через мытарства, через особый путь ист€заний, на котором она вспоминает грехи своей жизни и бичует себ€ за них, а в третий, дев€тый и сороковой день приводитс€ к Ѕогу дл€ поклонени€. ѕри последнем поклонении в сороковой день душа по суду Ѕожию получает предопределение или к вечным радост€м, или к мукам. √осподь наш так милосерд, что не оставл€ет без любви —воей те грешные души, которые предстают перед ним, и слабыми верою, и лишь с начатками пока€ни€, не укрепив первой и не довершив второго на пути своей земной жизни. ѕо молитвам ÷еркви, силой бескровной жертвы, приносимой за этих умерших, действием милостыни за них облегчаетс€ участь этих грешников, и они не лишаютс€ надежды на прощение и вечные радости.

¬се те души, которые принесут с собою в вечную жизнь чистые и св€тые чувства: любовь к Ѕогу, добрые дела, смирение, душевную и телесную чистоту, найдут в этих св€тых чувствах дл€ себ€ источник возвышенной радости. ƒуши св€тых, угодивших Ѕогу своей праведной, св€той жизнью на земном их пути, получают по смерти не только предопределение к блаженству, но и счастье его переживать; вместе с тем получают от Ѕога силы и дерзновение молитьс€ за нас и оказывать нам небесную помощь.

ѕридет и день последнего суда Ѕожи€, называемого —трашным. »з слов ’ристовых мы знаем, что мы предстанем на этом суде не только своей бессмертной душой. ѕеред ним, силой Ѕожией, по звуку трубы архангела воскреснут мертвые. √де бы ни находилс€ прах людей - в земле ли, на дне ли морей и океанов, - и земл€ и вода отдадут своих мертвецов. ¬оскресшие тела, по учению нашей веры, восстанут преображенными, обновленными, свободными от наших теперешних немощей и нужд, восстанут дл€ того, чтобы соединитьс€ с бессмертной душой каждого из нас. Ќа —трашном суде Ѕожием каждый из нас должен дать ответ во всем, что он сделал в жизни своей земной.

ѕо слову Ѕожию, одни из нас на этом суде будут названы "благословенными", которым предназначено ÷арствие Ќебесное, другие - прокл€тыми, идущими в муку вечную (см.: ћф. 25, 34, 41). ѕочему так неодинакова будет участь людей: вечна€ радость и вечна€ мука? —в€той апостол ѕавел на это отвечает: "„то посеет человек, то и пожнет..." (√ал. 6, 7). » в другом месте он же сказал: "»на€ слава солнца, ина€ слава луны, ина€ звезд; и звезда от звезды разнитс€ в славе" (1  ор. 15, 41).

 аждый из нас сам себе готовит участь. » будущие муки и будущие радости дл€ каждого из нас будут плодом той жизни, какою живет и с какой умрет каждый из нас. “а "награда" нищим духом, кротким, милостивым, о которой говорит √осподь в —воих заповед€х о блаженствах, не будет какой-то внешней наградой человеку за его подвиги, но будет продолжением и углублением того счасть€ жить с Ѕогом и исполн€ть ≈го св€тую волю, какое истинный раб Ѕожий уже носит в земной своей жизни.

ѕуть к вечным радост€м нам указан в св€том ≈вангелии. √осподь наш и приходил на землю дл€ того, чтобы, указав нам этот путь, позвать нас идти за Ќим этим путем к царству будущего века. ќн же и сказал нам в одной —воей притче: "–аб тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много..." (Ћк. 12, 47). ћы все знаем ≈го св€тую волю, - мы ее должны исполнить в своей земной жизни. ћало того, что мы знаем эту волю Ѕожию, нам Ѕогом даны все средства помочь в деле исполнени€ этой воли. Ќам дано слово Ѕожие, вечно новое, всегда живое, неисс€каемое в своей глубине, которое освещает нам этот путь, которое, как солнце, согревает нас на этом пути. ќно спасает нас от отча€ни€, от уныни€, от состо€ни€ безнадежности. ”же одно слово ’ристово: "ѕридите ко ћне все труждающиес€ и обремененные, и я успокою вас" (ћф. 11, 28) или другое слово: "Ќе оставлю вас сиротами; приду к вам" (»н. 14, 18) - имеют силу поддержать и вдохновить страдающее, одинокое, больное сердце.

√осподь дал нам —вои св€тые храмы, чтобы в них на пути к вечной жизни мы питали себ€ Ќетленной Ѕожественной ѕищей, чтобы в них мы утол€ли свой духовный голод и жажду. ¬ наших храмах преподаетс€ нам та Ќебесна€ ѕища, о которой сказал —паситель как об условии получени€ вечного блаженства: "...если не будете есть ѕлоти —ына „еловеческого и пить  рови ≈го, то не будете иметь в себе жизни" (»н. 6, 53); "ядущий ћою ѕлоть и пиющий ћою  ровь пребывает во ћне, и я в нем" (»н. 6, 56).

√осподь дает нам на пути земной жизни —вою благодать - эту —вою Ѕожественную силу, укрепл€ющую нас в деле исполнени€ ≈го св€той воли. Ёту благодать вы получаете в наших храмах через благословение, крестное знамение, целование икон, помазание св€тым елеем, окропление св€той водой; нам подаетс€ и особа€ благодать, необходима€ дл€ рождени€ и развити€ в нас духовной жизни, в св€тых таинствах крещени€, миропомазани€, пока€ни€ и других.

ƒл€ того, чтобы никто не чувствовал себ€ одиноким на земле и не страдал от одиночества, √осподь соделал дл€ всех нас —вою ћать нашей Ќебесной ћатерью. ƒл€ нас, дл€ нашего спасени€ ќн подает через бесчисленный сонм св€тых угодников —вою любовь, —вою помощь, —вою ласку. — высоты неба к нам прот€нуты тыс€чи незримых рук св€тых людей с целью помочь нам во всех наших земных нуждах и обсто€ни€х. » мы все идем к жизни вечной, окруженные помощью Ѕожией, ≈го заботами, ≈го благословени€ми. “ак будем же достойными этих забот о нас нашего Ќебесного ќтца!

—мерти нет, но к смерти надо готовитьс€ всю жизнь, потому что смерть - это дверь в вечность.  акое это великое, ни с чем не сравнимое счастье - наше бессмертие! —в€той √ригорий Ѕогослов, рассужда€ о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: "” мен€ дух замирает, когда € представл€ю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной". ѕеред духовным взором каждого из нас раскрываетс€ дивное, св€тое зрелище, о котором нам говорит слово Ѕожие: прекрасный нерукотворный Ќебесный »ерусалим - тот духовный город, обитатели которого будут наслаждатьс€ вечным блаженством в будущей жизни. —олнцем, освещающим этот небесный город, будет сам √осподь »исус ’ристос. ¬ нем никто не будет знать слез, скорбей и болезней и, охваченный радостью вечного общени€ с Ќебесным ќтцом, не будет и вспоминать о своих земных слезах и страдани€х. ” раскрытых дверей этого Ќебесного »ерусалима встречает души людей сам ’оз€ин этого града - наш Ќебесный ќтец. ƒл€ того сын Ѕожий и приходил на нашу землю, чтобы никто из нас не погиб, но каждый из нас стал участником вечных радостей в этом небесном граде.

Ќе будем же спускать своего духовного взора с Ќебесного »ерусалима на всем пути нашей земной жизни! ѕусть он влечет нас к себе и вдохновл€ет своей красотой на подвиги ради спасени€ наших душ! —мерти нет. —пасем же души свои дл€ вечной жизни! Ѕожи€ ћатерь да будет ќдигитрией - ѕутеводительницей нашей на всем нашем жизненном пути!

∆ћѕ є 9 за 1946 г.



»сточник:
ћитрополит Ќиколай (ярушевич). —ила любви. »збранные проповеди. »здательство "ѕравило веры", 2000.