WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - ћ»“–ќѕќЋ»“ Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„). ” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение ѕресв€той Ѕогородицы

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение.  √алере€ таблеток Ќовгородского музе€-заповедника.

”спение. ѕер. четв. XVI в. ƒоски липовые 146,6 x 117,5 x 3,6 cm. »кона находилась в иконостасе ”спенского собора города  емь. ¬ насто€щее врем€ икона хранитс€ в √осударственном –усском музее в —. ѕетербурге

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √ћ»». ¬изанти€, посл. треть XIV в.

”спение. ѕерва€ половина XV в. “верска€ живопись

                                                                                          
ћ»“–ќѕќЋ»“ Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)

” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј

—лово, сказанное в ”спенском соборе “роице-—ергиевой Ћавры
в праздник ”спени€ Ѕожией ћатери



ћитрополит Ќиколай (ярушевич). 1892 - 1961
ћитрополит Ќиколай (ярушевич).
1892 - 1961


¬одном из св€щенных песнопений сегодн€шнего праздника —в€та€ ÷ерковь от лица верующего сердца выражает чувство изумлени€ перед тем событием, которое мы, дорогие мои, сегодн€ радостно и торжественно прославл€ем. ¬ этом песнопении говоритс€ так: "ќ, дивное чудо, »сточник жизни во гробе полагаетс€, и лествица к небеси гроб бывает". Ћежит во гробе »сточник жизни - “а, котора€ даровала плоть и кровь своему Ѕожественному —ыну, “а,  оторую мы со всей ѕравославною ÷ерковью называем честнейшей ’ерувим и славнейшей без сравнени€ —ерафим.

“аков непреложный закон Ѕожественного слова, сказанного √осподом ее первому человеку в раю: "—мертию ты умрешь" (ср.: Ѕыт. 2, 17). “аково веление правды Ѕожией - надлежит умереть каждому живущему на земле. » этого закона смерти не избежала и ѕреблагословенна€ ƒева ћари€, в сегодн€шний день блаженно почивша€ о √осподе. "ќ, дивное чудо, - говорит св€щенное песнопение, - лествица к небеси гроб бывает!" √роб Ѕожией ћатери становитс€ лествицей к небу.

»зумление верующего сердца продолжаетс€, ибо это сердце знает, что тело Ѕожией ћатери не оставлено во гробе: оно вознесено ≈е Ѕожественным —ыном на небо, как была вознесена в день ≈е ”спени€ ≈е бессмертна€ душа.

ќ, дивное промышление Ѕожие, освободившее от истлени€ тело Ѕожией ћатери! ќ, премудрость Ѕожи€ и глубина любви Ѕожественного сына к —воей ћатери!

Ќо мы, мои дорогие, призываемс€ —в€тою ÷ерковью не только прославить то чудо, какое видим сегодн€ своим духом: мы призываемс€ и учитьс€ у Ѕожией ћатери, почерпать из того св€щенного событи€, какое сегодн€ празднуем, уроки дл€ себ€. ¬ уроках жизни и смерти нуждаемс€ все мы, идущие к вечной жизни. Ѕез них мы засыпаем своей греховной совестью; они всем нам нужны, как указатель пути в вечное ÷арство.

 огда мы видим вкусившей смерть и лежащей во гробе Ѕожию ћатерь, это напоминает каждому из нас, что и мы все подлежим неотступному закону Ѕожию: "...человекам положено однажды умереть..." - говорит св€той апостол (≈вр. 9, 27). ≈сли ѕреблагословенна€ ƒева ћари€ —воим телом не осталась во гробе и чудом всемогущества Ѕожи€ была вознесена на небо, и мы, грешные, не останемс€ своим телом в земле, хот€ оно и обратитс€ в прах. —казано нам в слове Ѕожием, что все "мертвые услышат глас —ына Ѕожи€ и, услышавши, оживут" (ср.: »н. 5, 25). —илой того же всемогущества Ѕожи€ в последний день быти€ этой земли, перед наступлением дн€ —трашного суда Ѕожи€, при €влении во второй раз сына Ѕожи€ на земле, по звуку трубы архангела воскреснут все умершие от века телами преображенными, свободными от немощей, болезней, от голода и жажды телесных, чтобы соединитьс€ телом со своей никогда не умирающей душой. “огда, как говорит св€той апостол ѕавел, все мы не только бессмертной душой, но и своим телом восприимем на суде Ѕожием от √оспода или благое, или злое, ибо мы и телом своим, не только душой, согрешаем и оскорбл€ем √оспода Ѕога.

Ѕожи€ ћатерь перешла в жизнь вечную во славе. ј мы, земнородные, по слову —в€щенного ѕисани€, или оправдаемс€ или осудимс€ у √оспода.  аждый из нас получит в вечной жизни то, чего будет достоин, чего заслужит в своей жизни земной.

∆изнь с √осподом, жизнь, исполненна€ стремлением спасти свою душу, уберечь ее от скверн греховных, будет иметь своим плодом жизнь вечную с Ѕогом в бесконечных веках.

∆изнь нераска€нного грешника, ленивого, небрежного в своем спасении, будет иметь своим концом ту участь, какую он сам себе готовит, какую будет заслуживать тот, кто слышал голос ’ристов, зовущий к —ебе, и пренебрег этим зовом, кто сердце свое отдал страст€м и не хотел потрудитьс€ над тем, чтобы оно - христианское сердце - сердце, осененное ƒухом —в€тым в св€том крещении и св€том миропомазании, сердце, которое неоднократно посещает √осподь в —воих ∆ивотвор€щих “айнах, до конца земных дней оставалось храмом живущего в нас ƒуха Ѕожиего.

Ќадо, дорогие мои, учитьс€ жить и учитьс€ умирать. ¬едь один раз подступит смерть ко мне, к тебе. Ќадо ее так встретить, чтобы не навлечь осуждени€ себе на всю бесконечную вечность.

¬от посмотрите своими благоговейными духовными очами на си€ющий Ѕожественной славой, духовной красотой облик ѕреблагословенной Ѕожией ћатери, в этот день восприн€вшей свою блаженную кончину! ≈е смирение и кротость сделали ≈е достойной быть обителью √оспода; ≈е серафимска€ чистота удостоила ≈е быть ћатерью —ына Ѕожи€; ≈е терпение, ≈е преданность воле Ѕожией, ≈е жажда спасени€ души и вечного соединени€ с √осподом возвели ≈е на высочайшую степень ÷арицы неба и земли и даровали ≈й блаженную кончину.

» всем нам, дорогие мои, Ѕогоматерь дает урок, напомина€ о том, что нужно "ходить в законе √осподнем" (ѕс. 118, 4). Ќужно оберегать сердце от нечистоты, нужно украшать душу добрыми делами, делами любви, молитвы и пока€ни€. ¬едь жизнь будуща€ - это продолжение насто€щей. » конец не может разногласить с началом.  аков будет конец земной жизни, - будет ли это жизнь, проведенна€ во грехах, в небрежности, с пустой душой, не заполненной добрыми делами, - таковы будут и начало и продолжение жизни вечной. ≈сли же эта жизнь земна€ будет иметь конец, достойный христианина, будет не бесплодно прожитой нами дл€ вечности, то и начало и бесконечное продолжение этой вечной жизни будут источником вечной радости.

¬от поучитесь, дорогие мои, сто€ у гроба Ѕожией ћатери, какой еще св€щенный урок преподает ќна нам. ѕеред —воей кончиной ќна часто уедин€лась дл€ молитвы, и больше всего на ≈леонскую гору. ќна думала об ожидающей ≈е смерти, о —воем вечном соединении с Ѕожественным —ыном, ќна готовила —еб€ к смерти изо дн€ в день.

Ёто указание дл€ нас. Ќадо напоминать себе о неизбежной смерти. Ќадо думать о той вечной жизни, в которую мы вступим, чтобы не прилепл€лось наше сердце всецело к земле и, когда подойдет смерть, не испытывало, разлуча€сь со своим телом, безутешного томлени€. ≈сли смерть наступит внезапно, а душа наша и не подумала о том мире, в который она должна вступить, к которому должна была себ€ готовить, такой чужой будет чувствовать она себ€ в этом новом мире! ѕеред ней будет закрыт вход в то ÷арство Ќебесное, где цар€т только любовь, чистота, св€тость, куда вход€т со слезами омывшие гр€зную совесть, с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнем веры в √оспода, с пламенем любви к Ќему, той любви, кака€ зовет верующее сердце, пока живет христианин на земле, в храме Ѕожием открывать это сердце перед Ѕогом на молитве, искать ≈го небесного благословени€ и помощи, воспринимать ≈го в себ€ через св€тые таинства.

«а три дн€ до кончины Ѕожией ћатери, как знаете вы из древнейшего христианского предани€, ей €вилс€ архангел √авриил и возвестил о наступающей смерти. √осподь по милости —воей и некоторым праведникам открывал день кончины. Ќам, грешным, этот день неведом. √осподь хочет, чтобы мы всегда, подобно верным рабам, ожидающим господина своего, были готовы встретить смертный час. Ќо √осподь посылает и нам предвестников нашей смерти - болезни. Ѕолезни, какие попускает √осподь быть с нами, - это вестники нашей смерти, и если не сразу после наступлени€ болезни, то все же сто€щей где-то впереди нас. ≈сли мы и выздоравливаем по той же милости Ѕожией и даютс€ нам еще после болезни годы жизни земной, нередко болезнь подрывает здоровье, как бы предвеща€ о неизбежной гр€дущей смерти. » √осподь, попуска€ быть нашим болезн€м, хочет, чтобы в дни нездоровь€, забот€сь об исцелении своего заболевшего тела, мы вспомнили о своей бессмертной душе и прежде всего заботились о ней, чтобы она очнулась от своих скверн, освободилась от тех сетей духа суеты, которыми бывает опутана подобно тому, как пеленой повиваетс€ дит€.

—мотрите еще. ѕеред своей кончиной Ѕогоматерь раздала свое убогое имущество - свою верхнюю одежду и другие вещи, сотканные ≈е руками, - прислуживавшим ≈й вдовицам и девам. ¬ предсмертные минуты ќна у всех просила прощени€, всех благословила. » после ≈е блаженной кончины прославл€ют ≈е св€тое им€ и св€тые апостолы, и христиане, прибегавшие к Ќей при ≈е жизни за ≈е ћатеринским благословением, и все, кто идет за ≈е Ѕожественным —ыном.

”рок дл€ нас. √отов€сь к смерти, размышл€€ о ней, мы должны думать о том, чтобы после кончины каждого из нас никто не помнил какого-нибудь огорчени€ или обиды, нанесенных нами; чтобы, пока мы живы, мы изгладили эти огорчени€ своей любовью, своим прощением, своими добрыми делами. ≈сли никто из нас не оставит недоброй пам€ти ни у кого, то те, кто нас знает и кто узнает о нашей кончине, от всего сердца помол€тс€ за нас: да пом€нет √осподь наши грешные души в —воем Ќебесном ÷арстве.

Ќадо, по слову Ѕожию, вперед себ€ посылать на небо то духовное богатство, с которым мы будем там жить. ¬займы √осподу надо давать, как говорит слово Ѕожие, через нищего, через нуждающегос€ в нашем участии (см.: ѕритч. 19, 17). Ёти наши добрые дела встрет€т нас там, где будет судить √осподь, когда придет во славе —воей дл€ суда над живыми и мертвыми.

ѕреблагословенна€ Ѕогоматерь жаждала перед кончиной —воей увидеть апостолов, утешитьс€ беседой с ними, посмотреть в последний раз на тех, кто были ближайшими учениками ≈е Ѕожественного —ына, на тех, кто проповедует им€ ’ристово во всех кра€х земли. » √осподь исполнил это желание —воей ћатери. —обрались апостолы перед ≈е кончиной. ќна с ними прощалась, утеша€ их и с ћатеринской любовью взира€ на их апостольские лики, спрашива€ перед —воей разлукой об их апостольских подвигах.

» мы, грешные, готов€сь встретить смерть, лежа на одре болезни, должны вспомнить о том, что молитвы ÷еркви дороже всего в эти минуты. ћы должны просить молить о нас, бол€щих, мы должны желать всем сердцем пригласить к своему болезненному одру св€щеннослужител€, просить его помолитьс€, веру€ в то, что молитва укрепит наши духовные силы, воспламенит любовь к Ѕогу, поможет очистить душу от грехов и приготовитьс€ к смерти, если √осподу угодно будет послать ее на конце той или другой болезни.

ћы знаем из —в€щенного ѕредани€, что в минуты кончины Ѕожией ћатери €вилс€ к Ќей √осподь »исус ’ристос, чтобы вз€ть душу —воей ћатери. » если мы будем достойны того, дорогие мои, и перед кончиной каждого из нас €витс€ и к нам √осподь - не в образе ÷ар€ славы, ибо мы недостойны видеть ≈го своими телесными очами, но под покровом —воих ∆ивотвор€щих “айн, чтобы, соединившись со своим √осподом в —в€тых “айнах, предвкушать всю радость будущего общени€ с √осподом.

» как радостно сознавать, прославл€€ ”спение Ѕожией ћатери, что никогда не прекратитс€ поток ћатеринской любви, ћатеринских забот, какие излучает ѕокров, простертый над нами нашей Ќебесной ћатерью. ѕод этим ѕокровом, как под крепкой броней, защищающей нас от стрел праведного гнева Ѕожи€, от всех врагов видимых и невидимых, за этой невидимой стеной мы, православные верующие люди, и совершаем свой земной путь.

ƒа, мы идем к вечной жизни счастливые тем, что у нас есть надежный оплот в лице ѕреблагословенной ƒевы ћарии. ѕеред —воей блаженной кончиной ќна обещала апостолам и христианам, окружавшим ≈е гроб, никогда их не оставл€ть. ј €вившись апостолам на третий день, сказала им, что будет пребывать с ними и со всеми верующими в ≈е Ѕожественного —ына во все дни, как и √осподь —паситель обещал до скончани€ века пребывать со всеми, кто верует в Ќего и призывает ≈го св€тейшее »м€ себе в помощь и благословение на земном пути.

¬от какие уроки мы почерпаем, сто€ у гроба ѕресв€той ƒевы ћарии в день ≈е блаженной кончины. »ми будем питать свою душу. ќни указывают, как надо жить, как надо готовитьс€ к смерти и как надо будет умереть, когда придет смертный час, чтобы и дл€ нас смерть была блаженным успением.

ѕод этим благодатным ѕокровом - покровом любви и забот о нас Ѕожией ћатери, с этими уроками, какие ќна нам преподает, и будем, дорогие мои, совершать свой путь, пока еще √осподь терпит не по грехам нашим каждого из нас на нашем земном пути и дает год к годам нашей жизни. ј может быть, уже совсем скоро ќн пресечет жизнь кого-либо из нас?

ƒа поможет нам √осподь до последнего издыхани€ оставатьс€ верными детьми своего Ќебесного ќтца и верными детьми своей Ќебесной ћатери!

ƒа предстанет ќна, по нашим к Ќей молитвам и нашей к Ќей любви, каждому из нас в страшную минуту смерти и освободит от этого страха. ƒа защитит нас ќна —воим ћатеринским ѕокровом в жизни будущего века и на —трашном суде Ѕожием, да не перестанет ходатайствовать за нас, грешных и жаждущих спасти от вечной погибели свою бессмертную душу.

∆ћѕ є 8 за 1955 г.



»сточник:
ћитрополит Ќиколай (ярушевич). —ила любви. »збранные проповеди. »здательство "ѕравило веры", 2000.