WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - ј–’»≈ѕ»— ќѕ “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение ѕресв€той ¬ладычицы нашей Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии. јналойна€ икона в ’раме ’риста —пасител€

”спение.  руг ƒиониси€.   онец XV - начало XVI в.

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение.  √алере€ таблеток Ќовгородского музе€-заповедника.

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

                                                                                          
ј–’»≈ѕ»— ќѕ “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »…
¬Ћјƒ»ћ»–

—Ћќ¬ќ ¬ ƒ≈Ќ№ ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ∆»≈… ћј“≈–»


”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)
”спение. XV в. (ќколо 1497 г.?)


ƒивна в преставлении, ибо гробом
—воим не в землю нисходит, но в небо восходит,
и лествица в небеси гроб бывает.
—в€титель ƒимитрий –остовский



¬о им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! ƒорогие о √осподе брать€ и сестры! "Ѕогородичной ѕасхою" называет православный народ праздник ”спени€ Ѕожией ћатери. » воистину, подобно ¬оскресению —пасител€, отшествие ћатери его в √орнее ÷арство знаменовало победу над смертью. ”милительную картину зрим мы: душу “ой, что некогда носила на руках ћладенца ’риста, ныне —ам Ѕожественный —ын ≈е приемлет на руки и возносит в небеса. ѕодобно ѕресв€тому “елу √осподню, по трехдневном пребывании во гробе и ѕречистое “ело Ѕогородительницы воскресло со славою.

¬спомина€ о всеблаженной кончине ѕриснодевы ћарии, мы употребл€ем не грозное наименование "смерть", но сладостное слово "”спение". Ќе тление, а благоуханный трехдневный сон предшествовал радостному пробуждению ÷арицы Ќебесной к вечной жизни.

ƒень ”спени€ был счастливейшим днем земного жити€ ћатери Ѕожией. "“ебе —амой оружие пройдет душу" (Ћк. 2, 35), - предрек ≈й вскоре после –ождества —пасителева св€той —имеон Ѕогоприимец. » раскаленное лезвие страдани€ пронзило нежнейшее сердце ѕречистой, видевшей, как терзаетс€ и умирает на кресте ≈е Ѕожественный —ын. √осподь утешил ћатерь —вою. Ќи днем, ни ночью не отлуча€сь от гробницы —пасител€, ќна зрела и сошествие јнгела с неба, и отваленный камень, и опустевший гроб, первою встретила Ѕогородица и —амого ¬оскресшего. Ќо ћатеринское сердце ≈е и по восшествии »исуса ’риста на небо безмерно томилось разлукою с —ыном. ѕребыва€ в »ерусалиме, каждодневно приходила Ѕогородица на гору √олгофскую и изливала там печаль —вою в горьких слезах и молитве: " огда узрю я прелюбезного —ына ћоего?  огда предстану ѕрестолу —лавы ≈го? ќ, пресладкий —ын и Ѕог ћой, врем€ помиловать ћен€, ћатерь “вою, без зрени€ лица “воего здесь сетующую! »зведи из темницы тела душу ћою, ибо как жаждет олень источников водных, так стремитс€ душа ћо€ к “ебе, Ѕог и —ын ћой!" “ак молила Ѕогородица приблизить день ”спени€ —воего, но √осподь судил ≈й долгое земное житие, ставшее великим примером смирени€, назиданием роду христианскому.

ѕречистой ƒеве ћарии предсто€ло еще преодолеть одно из сильнейших искушений - испытание земной славой. Ѕогочеловек странствовал по земле, не узнанный многими. Ќо вот преславные чудеса ¬оскресени€ и ¬ознесени€ €вили изумленному миру ≈го Ѕожество. » кому из земнородных могли воздавать честь и поклонение все умножающиес€ общины христиан, как не “ой, что сподобилась стать ƒевственною ћатерью —амого √оспода? ¬едь никто, нигде и никогда не находилс€ в такой сокровенной близости с Ѕогом, как ѕречиста€ ћатерь ≈го. “олько ≈й, ≈динственной на все времена, было даровано непостижимое умом человеческим высочайшее право любить √оспода как —ына —воего. ¬ то врем€ св€той »гнатий Ѕогоносец писал: "Ѕолее всего желаю увидеть ћатерь »исуса, о  оторой говор€т, что ќна во всех возбуждает к —ебе удивление, почтение и любовь, так что все гор€т желанием увидеть ≈е". ƒа и как не желать увидеть ѕресв€тую ƒеву и побеседовать с “ою,  отора€ родила истинного Ѕога?! » во врем€ земного жити€ ѕриснодева ћари€ была одушевленной св€тыней √осподней. ќна могла совершать чудотворени€, превосходившие все чудеса апостольские. “ак, при приближении ѕречистой к √оре јфон даже обитавшие там легионы демонов сделались благовестниками, против своей воли призвав народ поклонитьс€ ћатери Ѕожией, а затем духи зла в ужасе покинули св€тое место.

Ќо —ама Ѕогородица, превышавша€ славою верховные ангельские чины - херувимов и серафимов, ходила в простой одежде из некрашеного холста, потупив взоры, размыка€ уста лишь дл€ немногих слов. ќна не дерзала на Ѕлаговествование, оставив проповедь апостолам, запретила евангелистам частое употребление имени ≈е в ѕисании, так что многие драгоценнейшие черты облика ѕречистой сохранило дл€ нас лишь —в€щенное ѕредание. Ѕесконечно смир€лась ќна, пока —ам √осподь не возвеличил ≈е безмерно.

¬ венце смирени€ си€ет над ¬селенной ÷арица Ќебесна€. Ѕезумно мудрствуют сектанты, в жалкой гордыне отказывающиес€ поклон€тьс€ Ѕогоневесте, ќдушевленному Ќебу благости Ѕожией. »м грозит участь еретичествовавшего императора  онстантина  опронима, который при жизни отвергал почитание ћатери Ѕожией, а умира€, кричал: "≈ще живой предан € огню неугасающему!" - и приказывал славить песн€ми и хвалами ѕресв€тую Ѕогородицу. ќднако не многим лучше поступают и те, которые без ума усердствуют в поклонении ѕречистой, пос€га€ на великое смирение ≈е. “аким искажением правого почитани€ ћатери Ѕожией видитс€ догмат о непорочном зачатии не только —пасител€, но и ≈е —амой, введенный римо-католиками уже в новое врем€. Ёто новшество не от Ѕога, но от человеков. ƒума€ еще больше превознести ¬ладычицу, –им на самом деле пытаетс€ принизить величие ≈е подвига, который в том и заключаетс€, что, будучи от рождени€ слабым земным человеком, вознеслась ƒева ћари€ из этого праха превыше архангелов. Ќо совсем уж безумными выгл€д€т попытки новейших еретиков из так называемого "Ѕогородичного центра", вкривь и вкось толкующих чудеса ћатери Ѕожией и пытающихс€ представить ≈е выше —амого √оспода »исуса ’риста.  ощунство! Ѕесовское поругание смирени€ ѕречистой и ћатеринской ≈е любви! — отвращением взирает ÷арица Ќебесна€ на подобных "поклонников".

ѕрославл€€ ћатерь Ѕожию, «аступницу усердную рода христианского, первую по Ѕоге и пред Ѕогом, мы помним о земном ≈е происхождении и уповаем на благое ≈е снисхождение к человеческим слабост€м. ѕравосудный √осподь порою не слышит наши молитвы по грехам нашим, но с ћатеринским дерзновением молит за нас Ѕогородица, и "много может молитва ћатери ко благосердию ¬ладыки".

ѕо воле Ѕожией вселенское прославление ѕриснодевы ћарии началось перед всеблаженным ≈е ”спением. јрхангел √авриил, некогда благовествовавший –ождество —пасител€, вновь предстал пред Ќею с радостной вестью о скором разрешении ≈е от уз земного жити€ и вручил ѕречистой светоносную ветвь райского древа. —ам день ”спени€ ознаменовалс€ небывалым чудом. —о всех концов земли, где проповедовали апостолы, √осподь в одночасье перенес их по воздуху к одру ѕриснодевы, дабы они простились с ћатерью Ѕожией, сделавшейс€ и духовной ћатерью всех учеников ’ристовых. ћножество знамений и исцелений сопутствовало ≈е погребению. Ќаконец, через три дн€ после ”спени€, изумленные апостолы узрели, что гробница опустела, не удержав ѕречистого ≈е “ела, а потом и —ама ќна €вилась им в небесной славе с обетованием: "–адуйтесь! я с вами во все дни!"

 ак невозможно сосчитать волны морские, так не счесть чудес и благоде€ний, €вленных с той поры ѕресв€той Ѕогородицей роду человеческому. ќт седой древности и поныне видим мы знаки ≈е милости, слышим о €влени€х ≈е во спасение грешных и погибающих, чувствуем ћатеринскую ≈е заботу. ѕравославному народу русскому в мрачную годину революционных потр€сений была дарована чудотворна€ икона ≈е "ƒержавна€" - залог надежды на возрождение. ѕопечением ÷арицы Ќебесной и за семидес€тилетие гонений не угас в ќтечестве нашем св€той огонь Ѕожественной благодати. ”поваем, что не умер русский народ смертью духовной, очнетс€ он от кошмарного сна, немало еще совершит де€ний во славу √осподню.

—о времен  иевской –уси благочестивые наши соотечественники с особым умилением относились к радостотворному празднику ”спени€ Ѕожией ћатери. ¬ честь этого дн€ наречена колыбель русского монашества,  иево-ѕечерска€ ”спенска€ лавра, названы многие храмы и св€тые обители. Ќедавно словно бы пробудилось от сна сердце ÷еркви –оссийской - вновь начали совершатьс€ богослужени€ в —в€то-”спенском ѕатриаршем соборе ћосковского  ремл€. » главный храм нашей епархии также носит это св€тое им€. Ќыне - день храмового праздника ташкентского —в€то-”спенского кафедрального собора.

¬озлюбленные во ’ристе брать€ и сестры!

¬есть о близ€щемс€ ”спении ћатери Ѕожией наполнила скорбью сердца апостолов, однако как скоро слезы их сменились радостью, печаль - ликованием! —мерть, это древнее пугало сынов и дочерей человеческих, в преставлении Ѕогородицы преобразилась в светлое празднество бессмерти€.

—он и смерть, успение и погибель - как сходны и как безмерно далеки друг от друга эти пон€ти€. —он освежает человека, придает ему силы, за его порогом - пробуждение в лучах утреннего солнца. ј что за порогом смерти? Ѕлаго тому, кто, по слову св€того »оанна ƒамаскина, "через смерть", как через огонь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и от грубой т€жести брени€, восстанет из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмерти€. Ќо что будет с тем, кто за свою жизнь не скопил злата духовного, кто не выдержит этого огненного испытани€?

—мерть не страшна, возлюбленные, мы знаем, что праведники встречают ее как желанную гостью. Ќо воистину страшен грех, ибо он есть оскорбление Ѕожества и отпадение от Ќего. Ёто совершаемые нами грехи могут привести к действительной смерти, превратить души и тела наши в падаль, на которую накинутс€ стерв€тники-демоны. ¬от что поистине ужасно, вот чего следует страшитьс€.

—трах смерти - это страх человека перед встречей с Ѕогом. » потому еще согреты такою радостью наши сердца в день пресветлого праздника ”спени€ Ѕожией ћатери, что в день этот €вилась перед ѕрестолом ¬севышнего наша милостива€ ѕредстательница, милосердна€ ѕокровительница, усердна€ «аступница, и прибегающие к Ќей с верою, надеждою и любовью - не погибнут.

ќбратимс€ же к Ќебесной «аступнице нашей ѕресв€той Ѕогородице с теплою молитвою, да вымолит у —ына —воего и √оспода оставление прошлых прегрешений наших, да подаст нам силы помен€ть жизнь греховную на житие благочестивое, дабы избавились от смерти души наши. јминь.



»сточник:
јрхиепископ “ашкентский и —реднеазиатский ¬ладимир. —лова на двунадес€тые и великие праздники. »здательство ћосковской ѕатриархии, 1997.