WWW.’’—.RU \ ќ ¬≈–≈ » ÷≈– ¬» \ —Ћќ¬ќ ѕј—“џ–я \ ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ - ј–’»≈ѕ»— ќѕ “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–. —Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј
ѕќ»—     
–”—— јя ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќјя ÷≈– ќ¬№  ј‘≈ƒ–јЋ№Ќџ… —ќЅќ– ѕј“–»ј–’ј ћќ— ќ¬— ќ√ќ » ¬—≈я –”—»
  ”—ѕ≈Ќ»≈ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ  

ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ѕ–ј«ƒЌ»  ¬ »≈–”—јЋ»ћ≈

ƒ–≈¬Ќќ—“№ » ¬ј∆Ќќ—“№ ѕ–ј«ƒЌ» ј

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ » Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј

“–ќѕј–№

ј ј‘»—“

ћќЋ»“¬ј

≈¬јЌ√≈Ћ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

јѕќ—“ќЋ№— ќ≈ „“≈Ќ»≈

ѕќƒЋ»ЌЌ»  » ќЌќѕ»—Ќџ…

–ј—— ј∆»“≈ ƒ≈“яћ ќ ѕ–ј«ƒЌ» ≈

ћќ— ќ¬— »≈ ’–јћџ ¬ „≈—“№ ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я –»«џ ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ

ƒ≈Ќ№ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕќя—ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


CЋќ¬ј » ѕ–ќѕќ¬≈ƒ» Ќј ѕ–ј«ƒЌ»  ”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ:

—¬“. јЌƒ–≈…  –»“— »…

ѕ–ѕ. »ќјЌЌ ƒјћј— »Ќ

ѕ–ѕ. ‘≈ќƒќ– —“”ƒ»“

—¬“.  Ћ»ћ≈Ќ“ ¬≈Ћ»„— »…

—¬“. ƒ»ћ»“–»… –ќ—“ќ¬— »…

—¬“. “»’ќЌ «јƒќЌ— »…

—¬“. ‘»Ћј–≈“ (ƒ–ќ«ƒќ¬)

—¬. »ќјЌЌ  –ќЌЎ“јƒ“— »…

—¬ўћ„. ‘јƒƒ≈… (”—ѕ≈Ќ— »…)

ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
—ћ≈–“» Ќ≈“


ћ»“–. Ќ» ќЋј… (я–”Ў≈¬»„)
” ƒќ–ќ√ќ√ќ √–ќЅј


ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–

ј–’»≈ѕ. “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »… ¬Ћјƒ»ћ»–
—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј ”—ѕ≈Ќ»я Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ




√Ћј¬Ќјя

”спение ѕресв€той ¬ладычицы нашей Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии. јналойна€ икона в ’раме ’риста —пасител€

”спение.  руг ƒиониси€.   онец XV - начало XVI в.

”спение ѕресв€той Ѕогородицы

”спение Ѕогоматери. »кона, √–ћ. ¬изанти€, нач. XV в.

”спение Ѕогоматери. »кона,  ирилло-Ѕелозерский музей. ћосква или –остов (?). Ќач. XV в.

”спение.  √алере€ таблеток Ќовгородского музе€-заповедника.

”спение. ѕер. четв. XVI в. ƒоски липовые 146,6 x 117,5 x 3,6 cm. »кона находилась в иконостасе ”спенского собора города  емь. ¬ насто€щее врем€ икона хранитс€ в √осударственном –усском музее в —. ѕетербурге

 рещение, —ошествие св. ƒуха, ”спение Ѕогоматери. “рехчастна€ икона (часть тетраптиха), монастырь св. ≈катерины (—инай)

”спение Ѕогоматери. 1479 (?). √осударственный историко-культурный музей-заповедник ћосковский  ремль

”спение ѕресв€той Ѕогородицы. »кона.  онец XII века. ƒерево, темпера. ћестонахождение: √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

”спение. ‘еофан √рек (?).   онец XIV в. (ќколо 1392 г.?)

”спение Ѕогоматери. XIII в. »конопись ƒревнего ѕскова

”спение.  XV в. (ќколо 1497 г.?)

”спение Ѕогоматери. »кона, √ћ»». ¬изанти€, посл. треть XIV в.

”спение. ѕерва€ половина XV в. “верска€ живопись

”спение Ѕогоматери. Ќовгород. XV век

”спение ѕресв€той ¬ладычицы нашей Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии. »кона в пристенном киоте в центральной части ’рама ’риста —пасител€

                                                                                          
ј–’»≈ѕ»— ќѕ “јЎ ≈Ќ“— »… » —–≈ƒЌ≈ј«»ј“— »…
¬Ћјƒ»ћ»–

—Ћќ¬ќ Ќј ќ“ƒјЌ»≈ ѕ–ј«ƒЌ» ј
”—ѕ≈Ќ»я ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ


”спение Ѕогоматери. »кона, √Ё. ¬изанти€, перв. пол. XIV в.
”спение Ѕогоматери. »кона, √Ё.
¬изанти€, перв. пол. XIV в.


Ѕогородица точно как стена нерушима€
между Ѕожиим гневом и людьми. ќна отводит
большую часть громов Ќебесного ѕравосуди€,
готового покарать грешников неблагодарных.
“олько за такою стеною мы часто бываем безопасны,
между тем как мы думаем, что наша безопасность
есть следствие обыкновенного пор€дка вещей.
—в€той праведный »оанн  ронштадтский



¬о им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! ƒорогие во ’ристе брать€ и сестры! ƒень, когда ћатерь Ѕожи€, ѕречиста€ √олубица, отлетела от грешной земли в родные Ќебеса, - этот день стал всерадостным праздником ÷еркви ’ристовой. ѕон€тно, почему торжествовал √орний мир чистейших духов €вление своей ÷арицы. Ќо отчего ликовали и земные люди, казалось бы, оставленные ≈ю в сиротстве, среди бед и соблазнов этого мира? ќттого радовались св€тые апостолы, а вместе с ними все христиане, что обрели в Ќебесном ÷арствии такую ѕомощницу и «ащитницу, равной  оторой нет и среди могучих архангелов.

”спение ѕресв€той Ѕогородицы - второй по значимости праздник ѕравославной ÷еркви после ¬оскресени€ ’ристова. Ќедаром этот день именуетс€ Ѕогородичной ѕасхой. “о была втора€ победа над смертью и адом, одержанна€ уже не Ќебесным √остем - Ѕогочеловеком, но земной ƒевою - чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же ќдной из нас, земнородных, ѕресветлой ƒочерью человечества. ”спение ѕренепорочной ƒевы €вилось кануном ¬оскрешени€ ≈е в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Ѕожественного ≈е —ына.

¬от уже дес€ть дней воспевает —в€та€ ÷ерковь ”спенские песнопени€ ћатери Ѕожией, "ѕреукрашенной Ѕожественной славою", услажда€ сердца верных Ѕогородичной ѕасхою. ¬оистину, никогда кончина праведника не была ове€на таким величием, не сопровождалась столькими чудесами и знамени€ми силы √осподней. "ƒивного Ѕога дивна€ ћати от начатка —воего и до конца —воего есть дивна: и в зачатии —воем есть дивна, и в житии —воем дивна, и в преставлении —воем дивна, вс€ есть единое дивное чудо", - восклицает св€титель ƒимитри€ –остовский.

’ристос »скупитель, вознесшийс€ в ќтчее ÷арствие, до поры оставил на земле ѕречистую —вою ћатерь - как духовную ћать апостольской общины, юной христианской ÷еркви. "—е ћатерь тво€" (»н. 19, 27) - эти слова в час  рестной муки обратил —паситель к любимому ученику, тем самым спеша усыновить ѕречистой —воей ћатери весь возлюбленный »м род христианский. » как некогда ѕречиста€ ƒева питала и леле€ла ћладенца ’риста, так же после ¬ознесени€ Ѕожественного —ына утешала и наставл€ла ќна оставшихс€ на земле верных ≈го последователей.  огда апостолы странствовали по дальним кра€м, благовеству€ ”чение ’ристово, души их согревались пам€тью о встречах с ћатерью Ѕожественного ”чител€ и надеждой новых благодатных свиданий с Ќею, сознанием того, что в этом мире живет и неустанно молитс€ о них ѕресв€та€ ƒева. ƒа, ћатеринское сердце первохристианской общины билось в скромном жилище апостола »оанна Ѕогослова, где проводила житие Ѕогородица.

Ѕывший самовидцем земного ≈е величи€, св€той ƒионисий јреопагит свидетельствует о том, каким счастьем €вл€лось дл€ верных общение с ѕречистой: "ƒл€ мен€ несомненно - говорю как перед Ѕогом, - что кроме ¬севышнего Ѕога не может существовать ничего, столь исполненного Ѕожественной силы и дивной благодати. „еловеческому уму невозможно это постичь, однако € своими глазами видел благообразную и превосход€щую св€тостью всех небесных ангелов ¬сесв€тейшую ћатерь √оспода нашего »исуса ’риста. Ќикака€ честь и слава людей, прославленных Ѕогом, не может сравнитьс€ с тем блаженством, какое испытал €, недостойный".

ƒва дес€тилети€ - от ¬ознесени€ ’ристова до ”спени€ Ѕогородицы - были дл€ несравненной души ѕречистой ƒевы годами последних земных испытаний, благодар€ которым во всем си€нии про€вл€лись ≈е добродетели. ћатерь Ѕожи€ переносила испытание земной славой. ”же тогда, на заре христианства, начала сбыватьс€ воспета€ Ѕогоневестой при Ѕлаговещении провидческа€ песнь: "ќтныне будут ублажать ћен€ все роды" (Ћк. 1, 48). ”ченики и последователи »исуса восхищались и поклон€лись –одившей ≈го, а ќна оставалась кротка и смиренна и запрещала воздавать ≈й хвалу в речах и писани€х. ѕресв€та€ ƒева прошла испытание мирской злобой: богоубийцы-фарисеи люто ненавидели ћать —пасител€ и стремились убить ≈е, а ќна, упова€ на √оспода, без страха и гнева проходила меж ними, "как овца среди волков", "как лили€ между терни€ми". Ќо самым т€жким дл€ ѕресв€той ƒевы было испытание ≈е терпени€ - долгой разлукой любвеобильнейшей ћатери с несравненнейшим Ѕожественным —ыном.

Ёту горечь разлуки Ѕогоизбранна€ ƒева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со ¬севышним. “ак сильна была ≈е молитва, что вместе с Ќею, точно одушевленные, клан€лись “ворцу масличные деревь€ √ефсиманского сада - любимого места уединени€ Ѕогородицы. Ћюб€ща€ ћать всех людей, ќна молилась о ближних и дальних, знакомых и неизвестных, добрых и злых, о помощи верным и прощении падшим. √ор€чие неустанные прошени€ духовной ћатери человечества обнимали весь мир - страны и народы, насто€щее и гр€дущее: ќна молилась и за нас, живущих ныне, и за наших потомков.

Ќо что же дл€ —еб€ —амой просила тогда Ѕогородица у √оспода и —ына —воего?  акой награды хотела ¬еличайша€ из рода человеческого за все свои скорби, труды и подвиги? ќдного дл€ —еб€ хотела ѕресв€та€ ƒева - кончины. Ќеустанно взывала ѕренепорочна€ раба Ѕожи€ к –ожденному ≈ю: "ќ, пресладкий —ын и Ѕог ћой! ѕомилуй ћен€, “вою ћатерь, до сих пор скорб€щую, не вид€ “воего лица, в печальной юдоли этого мира. »зведи из темницы тела душу ћою, ибо стремитс€ душа ћо€ к “ебе, Ѕог и —ын ћой!".

“ак пламенно молилась ѕречиста€ ƒева о том, что люди зовут смертью, что нам с вами кажетс€ пугалом и страшилищем. ј дл€ ѕресв€той Ѕогородицы расставание с земной жизнью означало всерадостное свидание с Ѕожественным —ыном, счастье созерцани€ Ќебесной —лавы ≈го. —миреннейша€ из смертных, ћатерь Ѕожи€ просила, чтобы √осподь дл€ этого вывел ≈е душу из тюрьмы тела - таков "путь вс€кой плоти", и ѕриснодева не наде€лась дл€ —еб€ ни на что большее.  ротка€ ѕречиста€ раба √осподн€ не дерзала и догадыватьс€ о той лучезарной славе, которой ¬севышний увенчает земное ≈е житие, не ведала о том ÷арственном величии, которое уготовано было ≈й в Ќебесном ќтечестве. ѕречудное празднество ”спени€ ћатери Ѕожией включает в себ€ пам€ть о трех торжественных событи€х. ѕервое - это ”спение тела ѕречистой и вознесение души ≈е в Ќебесное ÷арствие. ¬торым торжеством €вилось погребение тела Ѕогоизбранной ƒевы, сопровождавшеес€ множеством дивных знамений славы ≈е. » наконец, венец и вершина торжеств - последовавшее на третий день ¬оскрешение ѕресв€той Ѕогородицы благоволением Ѕожественного ≈е —ына: первое €вление ≈е миру во славе ÷арицы Ќебесной.

”спение ѕресв€той Ѕогородицы есть тайна ѕромысла √осподн€ - таинство окончательного разрушени€ врат смерти. ѕо слову преподобного јнтони€ ¬еликого: " ак телу, когда совершенно разовьетс€ во чреве, необходимо родитьс€, так душе, когда она достигнет положенного Ѕогом предела, необходимо выйти из тела". ƒа, даже душам людей св€тых и праведных перед их вселением в ќтчее ÷арствие необходимо прин€ть жгучее лекарство кончины, как последнее очищение, - ибо и на них неминуемо оседала житейска€ пыль. “олько два случа€ совершенной безгрешности знала истори€ человечества. ≈диным Ѕезгрешным €вилс€ воплотившийс€ —ын Ѕожий »исус ’ристос, и ту же несказанную чистоту ст€жала смиренным подвигом —воего жити€ ѕренепорочна€ ћатерь √оспода. Ќо зачем же ¬селюб€щий Ѕог попустил, чтобы св€тейша€ всех св€тых, Ѕогоизбранна€ ƒева, не познавша€ и тени греха, не нуждавша€с€ ни в каком очищении, также прошла через темные врата смерти? ѕочему ѕресв€та€ Ѕогородица не была сразу вознесена на Ќебо во плоти, как в древности - праведные ≈нох и »ли€, а позднее - приемный сын ≈е, св€той апостол »оанн Ѕогослов? ѕречиста€ ћатерь √оспода нашего »исуса ’риста €вилась и совершеннейшей ≈го ѕоследовательницей. “ак, вместе со —пасителем взошла ћатерь ≈го на √олгофский »скупительный  рест - при виде —ыновних страданий "оружие прошло ≈е душу" (Ћк. 2, 35). Ќестерпима€ боль ћатеринского сердца Ѕогородицы не могла бы сделатьс€ страшнее от вещественных гвоздей и копь€, от телесной пытки: то было жесточайшее расп€тие духовное. » так же не могла ѕресв€та€ ƒева не последовать трехдневному пребыванию Ѕожественного —ына —воего во гробе. "≈сли непостижимый ѕлод ≈е, ради  оторого существует Ќебо, добровольно подвергс€ погребению, то и безбрачно –одивша€ ≈го отвергнет ли погребение?"

ѕервые люди, јдам и ≈ва, ослушались своего —оздател€, изменили Ќебесному ќтцу - и тем посе€ли гибельные семена греха во всем человечестве. »скупителем прародительского преступлени€ €вилс€ Ќовый јдам - Ѕогочеловек »исус ’ристос, неколебимый в верности и послушании Ѕогу ќтцу даже среди  рестных страданий и смертного мрака. » так же Ќова€ ≈ва, ѕречиста€ Ѕогородица, св€то хранила верность и послушание ¬севышнему и среди скорбей земного жити€, и при кончине —воей. ѕадение древней ≈вы, склонившейс€ к нашептывани€м коварного зми€ - диавола, искупила „истейша€ из дочерей человеческого рода. ѕресв€та€ ƒева, чужда€ вс€ким соблазнам, стерла голову зми€ —воею п€той, мужественно претерпев боль от укуса диавольского - казни Ѕожественного —ына —воего. “ак совершилась »скупительна€ ∆ертва ’ристова, нечеловеческую т€жесть которой понесли Ѕожественный —ын и ѕречиста€ ћать ради спасени€ рода человеческого, ради нашего с вами спасени€.

¬селюб€щий —паситель украсил кончину ѕресв€той ћатери —воей дивными чудесами, превратив дл€ Ќее мрачное событие смерти в светлый, радостный праздник. "√осподь сокрушил врата адовы, и даже самое им€ смерти изменил, ибо она теперь называетс€ уже не смертью, а успокоением", - восклицает св€титель »оанн «латоуст. » дл€ кого могло быть желаннее и сладостнее успокоение в ÷арствии Ѕожием, как не дл€ истосковавшейс€ по Ѕожественному —ыну ћатери ≈го? √осподь предвозвестил Ѕогоизбранной ƒеве срок блаженного ≈е ”спени€. «а п€тнадцать дней до этого желаннейшего дл€ Ќее событи€ вновь узрела ќна архангела-благовестника √авриила, на сей раз принесшего весть о близкой кончине и ожидающей ≈е Ќебесной славе: "—ын “вой и Ѕог наш призывает “еб€, ћатерь —вою, в Ќебесное ÷арство, дабы “ы царствовала с Ќим во веки веков". ј за три дн€ до ”спени€ ѕриснодевы снова €вилс€ ≈й архангел, чтобы вручить вещественный знак Ѕожи€ благоволени€ - светоносную ветвь райского дерева, предназначенную дл€ несени€ перед погребальным одром Ѕогородицы.

ѕоследним земным желанием ѕресв€той ƒевы было проститьс€ до кончины с духовными —воими детьми, учениками ’ристовыми. Ёто казалось невозможным: ведь апостолы в то врем€ проповедовали ≈вангелие в дальних странах, были рассе€ны по всей земле. Ќо что невозможно Ѕогу ¬семогущему? ƒабы ублажить ћатерь —вою, повелел —паситель ангелам восхитить апостолов с мест их служени€ и принести к порогу жилища Ѕогородицы. ѕреславное и предивное €вление! "ќни слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить ћатери Ѕожией", - говорит преподобный »оанн ƒамаскин. ¬се ’ристовы благовестники, кроме св€того ‘омы (тот отсутствовал по особому усмотрению √оспода ѕромыслител€), собрались, чтобы проводить духовную свою ћатерь в последний земной путь. јпостолы и недоумевали, и радовались неожиданному свиданию с ѕресв€той ƒевой, но лица их омрачились, когда они узнали причину €вленного над ними чуда. —ообща€ о близком —воем ”спении, ћатерь Ѕожи€ си€ла счастьем скорой встречи с Ѕожественным —ыном, но трудно было делить с Ќею светлые чувства тем, кто думал, что ќна оставл€ет их сиротами на земле. » ѕреблагословенна€ ƒева утешила духовных детей —воих, говор€: "Ќе плакать, а радоватьс€ вы должны, ибо по смерти я ближе буду к ѕрестолу Ѕожию, удобнее умолю Ѕога и —ына ћоего о вас, скорее милости испрошу у Ќего вам". ј апостолов, продолжающих скорбеть о том, что лишаютс€ они в этом мире лицезрени€ ≈е, успокаивала ѕремилосердна€ Ѕогородица смиренным обещанием: "–адуйтесь вместе со ћною, ибо отхожу к —ыну ћоему и Ѕогу. ћен€ же, если изволит √осподь, и по ћоем отшествии увидите".

"¬еличит душа ћо€ √оспода, и возрадовалс€ дух ћой о Ѕоге, —пасителе ћоем" (Ћк. 1, 46 - 47) - этой ликующей песнью —воей Ѕогоизбранности встретила смиренна€ ƒева ћари€ час ”спени€. “оржественными словами описана в церковном предании блаженна€ ≈е встреча с Ѕожественным —ыном: "”жаснулись видевшие это; верх храмины как бы исчез в лучах Ќебесного си€ни€, и сошел —ам ÷арь славы ’ристос, окруженный тьмами ангелов и архангелов и с праведными душами патриархов и пророков, некогда предвозвещавших о ѕресв€той ƒеве, и приблизилс€ к ѕречистой ћатери —воей. ”видев —ына —воего, ќна с радостным восторгом, подн€вшись с ложа, поклонилась ≈му. ќн же, взира€ на Ќее очами, исполненными Ѕожественной любви, сказал ≈й: "ѕрииди, ближн€€ ћо€; прииди, возлюбленна€ ћо€; прииди, дражайший ћой перл, и вниди в обители вечной жизни". "Ѕлагословенно славное »м€ “вое, √осподи Ѕоже ћой! - ответствовала ѕресв€та€ ƒева. - “ы благоволил избрать ћен€, смиренную рабу “вою, чтобы я послужила таинству “воему! ѕом€ни ћен€, ÷арь славы, в бесконечном ÷арствии “воем". ќна возлегла на ложе и, взира€ на пресветлое лице √оспода, дражайшего —ына —воего, без вс€кого телесного страдани€ и как бы сладко засыпа€, предала в руце ≈го пресв€тую душу —вою". —ам Ѕог —ын вознес в ќтчее ÷арствие величайшее сокровище Ќебесное, венец творени€ - смиренную душу ѕренепорочной Ѕогородицы. "ѕоелику ѕриснодева носила на руках —воих —ына Ѕожи€ во врем€ земного ≈го младенчества, то в возда€ние за сие —ын Ѕожий носит ≈е душу на руках —воих в начале ≈е Ќебесной жизни", - говорит об этом св€щенном событии митрополит ‘иларет ћосковский.

“оржеством Ќебесным, отразившимс€ на земле, €вилось погребение тела ћатери Ѕожией. «десь √орнее ÷арствие зримо простерлось над земным шествием христиан, провожавших похоронные носилки ѕресв€той ƒевы. ќдру Ѕогородицы, несомому верховными апостолами, предшествовал св€той »оанн Ѕогослов, держа в руках райскую ветвь, лучащуюс€ благодатным си€нием. ћногое множество сынов и дочерей ÷еркви, основанной —ыном Ѕожиим и укрепившейс€ молитвами ѕречистой ≈го ћатери, собралось почтить ”спение ѕриснодевы. ј над земным погребальным шествием невиданным венцом Ќебесной славы простиралось светозарное облако и звучала дивна€ ангельска€ песнь: "–адуйс€, Ѕлагодатна€! √осподь с “обою; благословенна “ы между женами" (Ћк. 1, 28).

“ем временем о небывалом шествии христиан и о причине его узнали иудейские первосв€щенники и книжники, и в них вспыхнула бесовска€ злоба. —нова, как во дни убийства ’риста —пасител€, подкупили они воинов, подговорили несмысленный народ на совершение нового злоде€ни€ - избиение учеников ’ристовых и сожжение тела ѕречистой ≈го ћатери. Ќо Ѕог не допустил свершитьс€ их сатанинскому замыслу - облако славы Ќебесной накрыло собою погребальное шествие верных, стеною стало между ними и лютыми преследовател€ми. “отчас же множество злоумышленников было поражено слепотою. Ёти несчастные бросались из стороны в сторону, разбива€ себе головы о стены домов, или садились на землю, беспомощно оплакива€ свое злополучие. “олько один из нечестивцев попущением √осподним прорвалс€ к одру ѕресв€той Ѕогородицы. Ёто был иудейский св€щенник јфоний. ќбладавший недюжинной физической силою, еще удес€теренной полыхавшим в нем демонским неистовством, этот фарисей пробежал сквозь толпу христиан и уже схватилс€ было за одр, на котором возлежало тело ћатери Ѕожией, дума€ сбросить его на землю. Ќо что же? јнгел √осподень мгновенно отсек кощуннику обе руки по локоть, так что они остались висеть на погребальных носилках, а сам јфоний упал на землю с воплем: "√оре мне!"

Ќо, видимо, во глубине души этого заблудшего было и нечто доброе - ћатерь Ѕожи€ стала молить √оспода о помиловании ≈е оскорбител€, и Ѕог ниспослал јфонию спасительное пока€ние. ¬о всеуслышание, принародно исповедал јфоний чудовищный свой грех, открыл жуткую правду о преступлении богоубийц-фарисеев: "¬ерую, что »исус есть предвозвещенный пророками —паситель мира, ’ристос! ћы и прежде видели, что ќн есть —ын Ѕожий; но, омраченные завистью и злобой, довели ≈го неправедно до позорной смерти. ќн же силою Ѕожества воскрес и посрамил нас, ненавистников —воих! Ќапрасно мы старались утаить ¬оскресение ≈го, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространившуюс€ о Ќем".

—лыша искреннее самообличение јфони€, вид€ чистосердечность его пока€ни€, возликовала незлобива€ Ѕогородица в Ќебесах, возрадовались ангельской радостью все христиане, ибо эта заблудша€ душа, смыва€ с себ€ чудовищный грех, возвращалась к Ќебесному ќтцу. ѕомилованный грешник призвал им€ ѕренепорочной ћатери —пасител€ - и отсеченные руки вновь приросли к его телу, оставив только пам€тью о чуде вразумлени€ тонкие алые шрамы вокруг локтей јфони€. ѕотом стали подводить к одру ћатери Ѕожией и тех из ослепших кощунников, кто нашел в себе силы осознать свой грех, - и все они по молитвам безгневной Ѕогородицы вновь обрели зрение телесное и прозрели дотоле слепыми душами.

ћилосердна€ ћатерь дл€ всех, ѕренепорочна€ ƒева не желала ничьей печали в день славного ”спени€ —воего.

ј на третий день после всех этих чудесных событий √осподь €вил диво еще величественнее. “о было всеславное и всехвальное ¬оскрешение ћатери Ѕожией.

 онечно, конечно же, иначе и не могло быть. –азве земл€ способна была надолго удержать Ѕогоприимное тело “ой, что сподобилась носить в —ебе Ќевместимого ¬ладыку мироздани€? –азве мог ¬селюб€щий —ын Ѕожий оставить в грешном мире хот€ бы частицу существа ¬озлюбленной ћатери —воей? –азве не заслужила смиренна€ ѕриснодева несравненным земным —воим подвигом всей полноты Ќебесного быти€? Ћишь кратким отдыхом после земных скорбей €вилось трехдневное пребывание тела ћатери Ѕожией во гробе. ј затем, воскрешенна€ ¬севышним, во славе преображенной плоти и ѕречистого духа предстала у ѕрестола √осподн€ смиренна€ »збранница ≈го.

ѕопущением Ѕожиим "всегда опаздывающий" св€той апостол ‘ома не успел прибыть и на торжество проводов Ѕогородицы в последний земной путь. Ёто лишение повергло св€того ‘ому в столь т€жкую печаль, что сострадательные его собрать€-апостолы решились открыть гробницу ѕречистой, чтобы и он мог попрощатьс€ с Ќею. ќднако, к недоумению благовестников, тела ”сопшей в гробнице не оказалось. ”дивление ’ристовых учеников, вспомнивших, что так же опустел некогда гроб –асп€того —пасител€, сменилось радостным ожиданием нового великого чуда. » воистину: в тот же день €вилась собранию апостолов ¬оскресша€ Ѕогородица. явилась в Ќебесной славе, окруженна€ јнгелами, с благодатным приветствием: "–адуйтесь! ибо я с вами во все дни". », осчастливленные €влением духовной ћатери своей, благовестники воскликнули: "ѕресв€та€ Ѕогородица, помогай нам!" ”спение и ¬оскрешение ћатери Ѕожией знаменовали завершение ƒомостроительства —в€той ÷еркви ’ристовой. ” ѕрестола ÷ар€ Ќебесного €вилась смиренна€ ÷арица, достойна€ неизреченного ≈го ¬еличи€. ѕречиста€ Ѕогоневеста была лучшим плодом, который человечество возрастило ¬севышнему, - и ќна же €вилась драгоценнейшим даром ¬сещедрого Ѕога во спасение рода человеческого.

¬ √оспоже нашей Ѕогородице слабые, нестойкие, грешные и недостойные люди, - все мы обрели Ќеусыпающую ћолитвенницу, Ћюбвеобильнейшую «аступницу, ћогущественнейшую ѕомощницу. ÷арица Ќебесна€, родна€ нам по человечеству, превзошла славою все силы ангельские - €вилась ѕервой по Ѕогу и после Ѕога. ƒаже праведный гнев ¬семогущего “ворца способна ќна отвратить от жалкого грешника, если тот прибегнет к предстательству ¬ладычицы. ¬зира€ на величие ≈е, св€титель ƒимитрий –остовский говорит: "јще бы м€ кто вопросил: что в поднебесной сильно, и паче всех крепчайшо? ќтвещал бых: несть ино что крепчайшо и сильнейшо на земли и на небеси, €коже - по √осподе Ѕозе нашем »исусе ’ристе - ѕречиста€ ¬ладычица наша Ѕогородица ѕриснодева ћари€. —ильна на земли: “а бо сотре главу зми€, “а попра адскую силу. —ильна на небеси: Ѕога бо  репкаго молитвами —воими св€зует, ≈гоже иногда на земли св€зоваша пеленами. —в€зует, глаголю, Ѕога молитвами —воими: егда бо ќн, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными €звами казнити, ќна простирает к Ќему молебны€ руце —вои и удерживает мстительную “ого десницу, да не погубит грешных со беззакони€ми их".

Ќо в чем же власть, в чем же могущество ÷арицы Ќебесной? ѕовелевает ли ќна стихи€ми, отдает ли приказы архангелам, дарует ли самовластно милость и благодать Ѕожию? Ќет, ничего подобного, и бесконечно далеки такие домыслы от истинного облика смиренной ¬ладычицы. ¬с€ ÷арственность, все могущество ≈е - в молитве. ќна молитс€ о нас - эти слезные, неустанные прошени€ ћатери к √осподу и —ыну ≈е оказываютс€ сильнее вс€кой мощи, какую только способны вообразить ум человеческий и разум ангельский. ѕречиста€ ƒева, ћолитвенница наша, с тихими своими просьбами €вл€етс€ как бы всемогущей, "много бо может молитва ћатери ко благосердию ¬ладыки".

"ћатушкой-«аступницей" называет Ѕогородицу русский православный народ. ѕоистине неисчерпаема и неисс€каема любовь ≈е ћатеринска€, всепрощающа€ и всеспасительна€. ѕо слову св€того праведного »оанна  ронштадтского: "Ќи одно сердце человеческое не способно любить всех людей такою любовью, какою любит нас ћатерь Ѕожи€. “олько чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца ≈е у людей не было ни у кого.

 ому больше и заступатьс€ за нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не ћатери Ѕожией? ’от€ ќна теперь на Ќебе, во всей Ќебесной славе, но ќна - от нас, с нашей грешной земли, жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же ≈й не послушать, не заступить —воих?

“олько не нужно, никогда не нужно забывать, что ќна - ѕресв€та€ и не любит беззакони€. ѕризывающим на помощь ѕречистую ƒеву - —окровище чистоты и ангельского целомудри€ - особенно нужно заботитьс€ о сохранении чистоты сердца и жизни".

ƒа, величайшее благо обещала ѕресв€та€ Ѕогородица верным, говор€, что не плакать, а радоватьс€ они должны ≈е кончине. ¬оистину ѕреблагословенна€ ¬ладычица "по ”спении мира не оставила", ћать ’риста ∆изнодавца €вилась ћатерью ∆изни вечной дл€ неисчислимого сонма слабых людей, спасенных лишь благодар€ ¬семощному ≈е ѕредстательству. ѕоистине благодатной "Ћествицей в Ќебеса" €вилась дл€ нас гробница ≈е, не удержавша€ в себе ÷арицу Ќебесную. » ныне ликует —в€та€ ÷ерковь, торжеству€ воцарение над миром Ћюбвеобильной ћатери-«аступницы, зовущей нас к вечному счастью и заботливо поддерживающей недостойных детей своих на скользких земных дорогах, помога€ подн€тьс€ споткнувшимс€, вытаскива€ падших из смрадных €м порока, даже из пропастей и бездн извлека€ преступных, - была бы только у гибнущего человека добра€ вол€ к пока€нию. ¬ великой радости духовной воспевают христиане: "» по смерти жива, спасаеши присно, Ѕогородице, наследие “вое".

ѕресветел праздник, высоко торжество ”спени€ ћатери Ѕожией! Ќо увы! ¬ нынешнем мире видим мы €влени€, способные обратить сладостнейший мед в горчайшую желчь, крылатое ликование - в т€жкую скорбь. »бо смрадными волнами захлестывают и затопл€ют наше ќтечество такие грехи, которые и называть-то постыдно в день празднества ѕренепорочной Ѕогоневесты.

Ќекогда –усь именовалась ƒомом ѕресв€той Ѕогородицы, вз€вшей —ебе земными уделами  иев и ƒивеево, обошедшей всю землю –усскую от кра€ до кра€, хранившей и спасавшей от бед народ православный. ј что теперь? Ќет, не оскудели в –оссии чудеса от ¬семилостивой ¬ладычицы, но каковы ныне эти знамени€?

¬ российских храмах и монастыр€х одна за другой начинают источать слезы иконы ÷арицы Ќебесной, таких чудотворных образов насчитываютс€ уже дес€тки. „то это - знамение милости или последнее предостережение? –усское «арубежье поспешило оповестить весь свет о мироточении »верского образа Ѕогородицы, вид€ в этом предвестие благополучи€, но так ли? Ќынешний духовный мрак, окутывающий –оссию, заставл€ет скорее думать, что ћилосердна€ ¬ладычица пытаетс€ предупредить народ о конечной гибели, если мы не успеем принести плоды пока€ни€, обратитьс€ на путь ѕравды Ѕожией. ѕодтверждением такого горького толковани€ новейших чудес может служить весть, которую еще в 30-х годах нынешнего века принес из √орнего ÷арстви€ умерший, а затем воскресший мальчик-болгарин. ¬о врем€ совершени€ над его телом похоронного обр€да этот ребенок вдруг сел во гробе и разразилс€ безудержными рыдани€ми. ¬от что он рассказал: " огда € умер, то сразу же попал в те места, где мучаютс€ грешники.  акие у них страшные лица - € не могу их забыть, а мук их не могу описать! Ёто так ужасно, что человек не может себе этого вообразить! ѕотом повели мен€ в райские обители, и € увидел ѕречистую ћатерь Ѕожию, как ќна молитс€ за грешников и за весь мир. Ћицо ≈е сверкало неописуемой красотой, но было измученное, слезы градом катились по нему. ќна сказала мне: ты не останешьс€ здесь, ты вернешьс€ на землю к люд€м. —кажи им, что они замучили ћен€ своими грехами. я не в силах больше молитьс€ за них. я изнемогаю. ѕускай они пожалеют ћен€!"

Ёто бесхитростное, трогательное и бесконечно жуткое свидетельство воскресшего ребенка в те годы потр€сло и заставило опомнитьс€ многих. Ќо вот и это беспримерное событие затер€лось в потоке пустой информации, затопл€ющей духовно мертвую "цивилизацию". √оре человечеству, если оно так и не сумеет расслышать крик скорби ћатери Ѕожией! Ќо как же сочетаетс€ это?  ак уразуметь несказанное счастье Ѕогоневесты, и горькие ≈е слезы, си€ние славы ÷арицы Ќебесной, и усталость ≈е ћатеринского сердца? ≈сть страшна€ тайна мироздани€, тайна ∆ертвенной Ћюбви √осподней к нам, неблагодарным и нераска€нным грешникам. ƒл€ ¬севышнего нет времени, в ≈го вечности - иные законы, недоступные нашему уму. ¬рем€ т€нетс€ здесь, в искаженном древней злобой тварном мире. » от века до века, от грехопадени€ јдамова до —трашного суда, пока не окончательно повержено царство зми€, длитс€ мучительный миг √олгофской ∆ертвы. ¬ек за веком, год за годом, пока движутс€ часы и лет€т минуты, продолжаетс€ –асп€тие ’ристово, продолжаетс€ сто€ние у  реста ѕречистой ≈го ћатери. «десь и сейчас умирает Ѕожественный —паситель, омыва€  ровью —воей наши грехи. «десь и сейчас нечеловечески страждет ѕресв€та€ Ѕогородица, омыва€ слезами —воими наши преступлени€. » это мы, мы с вами - »х убийцы и мучители. Ёто мы своими пороками, хищными делами и помыслами снова и снова вонзаем острые гвозди в ѕречистое “ело Ѕогочеловека и в ѕречистую ƒушу Ѕогородицы.

"“ебе —амой оружие пройдет душу, - да откроютс€ помышлени€ многих сердец" (Ћк. 2, 35), - предсказал некогда св€той —имеон Ѕогоприимец ƒевственной ћатери, державшей на руках ћладенца ’риста. √розное это пророчество сбылось над Ќею, когда гр€нул час √олгофский. ѕока бездушные палачи стучали молотками, пронза€ “ело Ѕогочеловека, те же жесточайшие раны €звили душу ћатери ≈го, сраспинавшейс€ »скупителю. ќни расп€ты ќба, Ѕожественные —ын и ћать, усыновивша€ в тот миг все человечество. ќт века до века терп€т ќни, Ќевинные, крестные муки за нас, виновных, отвод€ от нас чашу гнева, чашу ѕравосуди€ √осподн€. Ќо все множитс€ человеческое беззаконие, приближа€ Ќебесное возмездие гибнущему миру, - не вечно долготерпение ¬севышнего —удии, исс€кает  ровь –асп€того ’риста —пасител€ и даже ѕречиста€ наша «аступница изнемогла в слезных мольбах о нас. ”жасающа€ весть, горестнейшее знамение! “ак неужели и ныне не содрогнутс€ каменные наши сердца состраданием к ѕресв€той ƒеве, плачущей о гибели душ наших? Ќеужели не устрашит наш помраченный разум и предвестие близкого —уда Ѕожи€, когда обнажитс€ весь срам наших дел, слов и мыслей?! ј ведь час этот может быть близок, ибо даже ћатерь ∆изни устала вымаливать нам прощение у —ына —воего и √оспода!

Ќесчастна€ –осси€, жестоко обманута€ и низко обманувша€с€, ныне блуждает в духовных потемках. "«ападный образ жизни", "потребительский рай" - та нова€ слащава€ приманка, на которую поддалс€ заблудший народ, оказалась новой сатанинской ложью, обернулась беснованием нищих дикарей вокруг долларового "золотого тельца". » даже многие из тех, кто не поддалс€ грубым соблазнам наживы и вседозволенности, отвернулись от чистого источника св€торусской веры ради лукавых иноземных ересей. ярмарочные зазывалы из протестантских сект называют себ€ христианами, хвал€тс€ знанием —в€щенного ѕисани€ - и в то же врем€ изрыгают хулу на ћатерь Ѕожию. Ќо вот слова евангельские, пророческа€ Ѕоговдохновенна€ песнь ѕресв€той ƒевы - "ќтныне будут ублажать ћен€ все роды" (Ћк. 1, 48), - то есть роды христианские, поколени€ верных, от которых отсекли себ€ протестанты богопротивными умствовани€ми. » еще страшнее: поистине демонские поругани€ смиренного величи€ ћатери Ѕожией со стороны изуверских общин "Ѕогородичного центра" и "Ѕелого братства", клан€ющихс€ адским "женским ипостас€м". » все это творитс€ в –оссии, в стране, столько раз спасавшейс€ от гибели лишь под ѕокровом ћатери Ѕожией!

¬сем нам необходимо пон€ть: уже на прот€жении дес€тилетий, а может быть, и веков - конец этого мира, свершение ѕравосуди€ Ѕожи€ над нераска€нным человечеством отодвигаютс€ лишь по молитвам ¬сепрощающей ћатери-«аступницы к „еловеколюбцу √осподу. ≈сли бы не слезные прошени€ ѕресв€той Ѕогородицы, может быть, и мы с вами не успели бы родитьс€. ¬елика€ мудрость —в€той ѕравославной ÷еркви в том, как неустанно обращаетс€ ќна к ћатери Ѕожией, как неотступно просит у Ѕогородицы ѕресв€тых ≈е молитв к Ѕожественному ≈е —ыну. ќднако упр€мым нечестивцам не может помочь и ѕремилосердна€ ÷арица Ќебесна€.

“ак что же нам делать? “репетать перед надвигающимис€ бедстви€ми, оплакивать гибнущее ќтечество, предаватьс€ отча€нию, дума€: уже поздно, мерзость запустени€ неотвратимо поглощает народ наш? Ќет! Ќикогда не может быть "поздно" у √оспода, ¬семогущего и ¬себлагого, объемлющего ¬селенную Ћюбовью —воею. ƒа, плакать должны мы, горько плакать и рыдать, - но не над нынешними невзгодами, и гроз€щими бедстви€ми, а над грехами своими, каждый очища€ себ€ пока€нием дл€ дел любви христианской. «а несколько дней пока€ни€ народного помиловал ¬сещедрый “ворец нечестивую Ќиневию - так и от нас, если вернемс€ мы наконец на путь благочести€, отведет —паситель невзгоды и бедстви€ по молитвам ѕречистой —воей ћатери.

¬озлюбленные о √осподе брать€ и сестры!

¬ жалкой житейской суете, в нечистоте помыслов и малодушных страхах забываем мы с вами о главном, единственно важном дл€ человека, - о вечности, о бессмертии, о спасении души. ѕосто€нна€ пам€ть о том, что все мы покинем этот мир и предстанем пред √осподом ѕравосудным, - вот что может сделать нас истинно мужественными, позволит нам освободитьс€ от духовного оцепенени€. „то р€дом с неизбежной кончиной все эти нынешние "инфл€ции, стагнации и ваучеризации"! —амым страшным дл€ человека кажетс€ все-таки смерть, но и она дл€ верных - порог несравненно лучшей и нескончаемой жизни. ѕресветлый праздник ”спени€ Ѕожией ћатери указывает нам верную "лествицу в Ќебеса", идущий по которой и в земной жизни обретает радостный мир своей душе.

ј если кто хочет послужить ближним, народу, ќтечеству, - что ж, пусть стремитс€ по мере сил подражать ѕресв€той ƒеве, ставшей ћатерью-«аступницей всего человеческого рода. ќ том, какой €вл€лась „истейша€ из людей на земле, св€той »гнатий Ѕогоносец повествует так: "” нас все знают, что ѕриснодевственна€ ћатерь Ѕожи€ исполнена благодати и всех добродетелей. –ассказывают, что ќна в гонени€х и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбл€ющих ≈е не только не гневалась, но благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным - милостива; в благочестии - учительница и на вс€кое доброе дело наставница. ќна особенно любит смиренных, потому что —ама исполнена смирени€. ¬ Ќей видимо соединилось естество ангельское с человеческим".

“ак прост и так светел образ ѕренепорочной Ѕогородицы и таким недостижимо высоким €вл€етс€ —вет ≈е дл€ нас, недостойных?! Ќо благосклонно внимает ÷арица Ќебесна€ молитвам грешников кающихс€, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимс€ мы в искреннем желании исправлени€ и спасени€ прибегнуть к заступничеству ѕречистой ћатери Ѕожией, взыва€: "Ќе отступим ¬ладычице, от “ебе: “во€ бо раби спасаеши присно от вс€ких лютых". јминь.



»сточник:
јрхиепископ “ашкентский и —реднеазиатский ¬ладимир. —лова на двунадес€тые и великие праздники. »здательство ћосковской ѕатриархии, 1997.