WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
  УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  

О ПРАЗДНИКЕ

ПРАЗДНИК В ИЕРУСАЛИМЕ

ДРЕВНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРАЗДНИКА

ПРОДОЛЖЕНИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

ТРОПАРЬ

АКАФИСТ

МОЛИТВА

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

ПОДЛИННИК ИКОНОПИСНЫЙ

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ПРАЗДНИКЕ

МОСКОВСКИЕ ХРАМЫ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


CЛОВА И ПРОПОВЕДИ НА ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:

СВТ. АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

ПРП. ФЕОДОР СТУДИТ

СВТ. КЛИМЕНТ ВЕЛИЧСКИЙ

СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

СВТ. ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ)

СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

СВЩМЧ. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ)

МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
СМЕРТИ НЕТ


МИТР. НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ)
У ДОРОГОГО ГРОБА


АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕП. ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР
СЛОВО НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ




ГЛАВНАЯ

Успение. Круг Дионисия.  Конец XV - начало XVI в.

Успение Богоматери. Икона, Кирилло-Белозерский музей. Москва или Ростов (?). Нач. XV в.

Успение.  Галерея таблеток Новгородского музея-заповедника.

Успение Богоматери. 1479 (?). Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль

Успение Пресвятой Богородицы. Икона. Конец XII века. Дерево, темпера. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Успение. Феофан Грек (?).  Конец XIV в. (Около 1392 г.?)

                                                                                          
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

Евангелие от Луки (10, 38 - 42; 11, 27 - 28)

Успение Богоматери. XIII в. Иконопись Древнего Пскова
Успение Богоматери. XIII в. Иконопись Древнего Пскова


10

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

11

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.



ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ
Толкование на Евангелие от Луки

10, 38 - 42

- Велико благо от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо - внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, говорит, существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о Божественных предметах.

Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, говорит, Марфа, ты заботишься и печешься о многом, то есть развлекаешься, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтобы сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств. Слова одно только нужно иные разумели не о пище, но о внимании к учению. Сими словами Господь научает апостолов, чтобы когда они войдут в чей-либо дом, не требовали роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению.

Пожалуйста, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией - созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария означает "госпожа"), упражняется в одном рассмотрении Божественных изречений и судеб. Обрати внимание и на слова села у ног Иисуса и слушала слово Его. Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть кто утвердится в деятельной добродетели и через подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания Божественных речений или до созерцания, поелику и Мария прежде села, а потом слушала слова. Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии через господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и через то принимай Христа. Приметь сие: которая не отнимется у нее. Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечения. Ибо достигнув созерцания, он освобождается от суетности и развлечения, и таким образом у него нечто отнимается. А тот, кто подвизается в созерцании, никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего - разумею созерцание Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.

11, 27 - 32

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

- Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался! А Он ублажает тех, которые соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что Его родила и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей. Говорит это вместе и потому, что сказанное идет ко времени. Поелику завидующие Ему и не слушающие слов Его поносили слушающих, то Он вопреки им особенно ублажает слушающих. Может быть, Он говорит это и ради исцеленного глухого, чтобы и он, выслушав слово, соблюдал оное, чтобы дарованная ему способность слышать не послужила ему в осуждение.

Когда же народ стал сходиться во тожестве, Господь начал обличать неразумных. Между ними было несколько таких, кои желали, чтобы Иисус совершил знамение с неба, ибо говорили, что знамения, какие Он творит, суть от земли и Он творит их силой веельзевула, князя мира, имеющего власть над землей; а знамения с неба Он не может сотворить, потому что Он не есть Сын Отца Небесного. Поелику некоторые так говорили, то Господь обличает их и говорит как бы: дастся вам знамение, которое докажет, что Я - истинный Сын Небесного Отца. Какое же? Знамение Ионы, то есть знамение воскресения. Ибо как он провел три дня во чреве китовом, так и Я пробуду три дня во чреве кита, великого животного, то есть ада, и воскресну. Когда Иона, выброшенный китом и как бы снова оживший, начал проповедовать, то ниневитяне послушались; а Мне и после воскресения Моего род сей не поверит. Посему они будут осуждены за то, что не подражали ниневитянам, хотя здесь больше Ионы. Ибо Мое достоинство и способ проповеди представляют большое различие. Я - Владыка, он - раб. Я проповедую Царство Небесное, он - спасение от угрожающей погибели. Я совершаю чудеса, он не сотворил никакого чуда.

Равным образом и царица южная осудит род сей, ибо она приходила с конца земли слушать премудрости Соломоновой. Под царицей южной разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре. Объяснюсь. Север, когда служит символом местопребывания противника, Писанием не одобряется, потому что он холодит и наводит омертвение и оцепенение; а юг (как противоположный северу) одобряется, потому что южный ветер приносит теплоту, оживление, отогревает и оцепеневшие части. Посему и в "Песни песней" невеста, прогоняя ветер, говорит: поднимись с севера и принесись с юга (4, 16), и пророк опять говорит: и пришедшего от севера удалю от вас (Иоил. 2, 20), то есть сатану.

Итак, душа, царствующая на юге, то есть в благодатной стране духовной жизни, и окрепшая через упражнение в деятельности, приходит слушать премудрость, то есть восходит к созерцанию. Ибо премудрость Соломона, мирного царя, есть созерцание Господа и Бога нашего, Которого никто не достигнет иначе, если через упражнение в деятельности не сделается царем и владыкой в добродетельной жизни.



Источник:
1. Библия. Российское Библейское общество. Москва. 1995.
2. Феофилакт Болгарский. Благовестник. Книга первая. Издательство Сретенского монастыря. 2000.