РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_Новости_
Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 119019, г.Москва, ул.Волхонка, д.15

03.05.2012  |   Неделя Святых жен-мироносиц

В неделю 3-ю по Пасхе Святая Православная Церковь чтит и прославляет Святых, которые за любовь к Христу, за преданность, самопожертвование и страдания удостоились первыми лицезреть Воскресшего Спасителя. Это были Святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и др. Они особенно дороги Православной Церкви по воспоминаниям о событиях земной жизни Иисуса Христа. Как ближайшие спутники возлюбленного Учителя, они заботились и помогали Ему во всем, облегчали Его Крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Когда все оставили Его, они были рядом и не испугались возможных преследований. Святая любовь возродила их к новой, благочестивой жизни, открыла им цель земного существования и дала понимание тайн Божиих, приучила к лишениям и подвигам, примирила со скорбями и испытаниями, привлекла к делам милосердия и трудолюбия. Всему христианскому миру они служат примером истинной любви и образцом совершенного покаяния.

Жены-мироносицы бесстрашно следовали за Христом на Голгофу, созерцали Его страдания, стоя у Креста, и неусыпно следили за всем происходящим, вплоть до самого погребения Господа. Неутомимые жены, ничего не боявшиеся, но движимые единственно чувством преданной любви к своему Божественному Учителю, поспешили к гробу, чтобы воздать Ему последние почести, помазав драгоценным миром Его святое Тело. За эту самоотверженную любовь и преданность они и удостоились высочайшей награды: первыми услышали от Ангела радостную весть о Воскресении Господа, а затем и увидели Самого явившегося им Воскресшего Учителя. «Радуйтесь» – это было первое слово, которое сказал Воскресший Христос людям, и с этого мгновения светлая радость о Христовом Воскресении заменила в сердце жен-мироносиц прежние печаль и горе. Великой радости и великой чести удостоились они от Господа - быть провозвестниками этой радости для самих Апостолов.

День памяти этих Святых женщин, а также вся последующая неделя являются православным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр.

29 апреля, в воскресенье, в Неделю святых жен-мироносиц, в Храме Христа Спасителя совершается праздничная Литургия. В этот день Храм наполнен тихой, светлой пасхальной радостью. Еще далеко до Святой Пятидесятницы, до Праздника сошествия Святого Духа и до торжества рождения Христианской церкви. Это особый период, когда печаль воспоминаний о последних днях жизни Спасителя – Великих днях Страстной седмицы - особенным образом соединяется с пасхальной радостью Воскресенья. Дни между праздниками Пасхи и Вознесения проникнуты каким-то особым светлым настроением. Сегодня, вместе с прославлением Воскресшего Спасителя, воздается слава и хвала тем, кто послужил Ему при погребении Его пречистого Тела, - Иосифу Аримафейскому с Никодимом и святым женам-мироносицам. Наше внимание вновь обращается к скорбным дням, пред нашим внутренним взором опять проходят события Великой Пятницы и покой Великой Субботы. Вместе с песнопениями пасхальными мы слышим песнопения последних дней Страстной седмицы. Печаль этих песнопений растворяется в радости пасхальных гимнов.

В проповеди о святых женах-мироносицах протоиерей о. Георгий Мартынов обращается к истории праздника и, воодушевляясь их образами и примером, отмечает особую важность неустанного искреннего покаяния в жизни христианина. Божественный свет, возрождающийся и наполняющий покаявшиеся сердца, подобно солнцу, бросающему свои живительные лучи и на добрых, и на злых, на спасающихся и погибающих, обнимает всех и радует.

Совершается Причастие Святых Христовых Тайн.

Поздравляет всех верующих с православным женским праздником Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей о. Михаил Рязанцев.

Богослужение заканчивается, но многие по-прежнему остаются в Храме, желая сохранить особое праздничное настроение.

Однако очень скоро радость праздника оказалась приправлена инцидентом. Сначала к центру храма с кликушескими выкриками и возгласами бросается женщина в траурном одеянии с красной розой, до этого долго ходившая по храму, будто присматриваясь и исследуя его. Затем другая молодая женщина, держа на руках ребенка, выходит к центру Храма и начинает все громче и громче выкрикивать обвинения в адрес Русской Православной Церкви, Правительства, страны. Будто прикрываясь этим 4-летним малышом, она бессвязно повторяет и повторяет оскорбления, подобно бесноватой, то выкидывая руку вперед и указывая в сторону алтаря, то пытаясь этой же дрожащей рукой запрятать в карман малыша телефон с включенным записывающим устройством. Молодое ее лицо и глаза искажены пустотой страха. В промежутках между возгласами обвинений она, называя себя православной, сбивчиво рассказывает окружившим ее людям о себе, о том, что Россия ей не родина, и язык русский – не родной, и о ценностях, которые находятся далеко за пределами христианского миропонимания. Ее сопровождает не менее испуганный молодой человек, задача которого, вероятно, подобно его спутнице, спровоцировать политическую потасовку у амвона храма. Прихожане терпеливо и даже с состраданием пытаются объяснить этой женщине неправоту ее лозунгов, однако это приводит лишь к очередному витку озлобления. В результате к визитерам выходит Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей о. Михаил Рязанцев и по-пастырски, с вниманием и строгостью вступает в диалог. Женщина начинает повторять как заученные провокационные политические обвинительные требования, но после совета отца Михаила покаяться и помолиться - ведь в храм для этого приходят - почти сразу же пугается и убегает. Молодой человек, продолжая эстафету своей спутницы, представляясь о. Михаилу Рязанцеву журналистом американского агентства «Ассошиэйтед Пресс», начинает требовать ответа на сбивчиво задаваемые им вопросы, но, полный испуга, неуверенности и волнения, достаточно быстро ретируется.

Удивительно, но через некоторое время в храме опять появляется тот самый малыш, который сидел на руках «обвинительницы», правда, теперь он уже на руках у какой-то иностранной пары в сопровождении переводчицы.

Так чью же задачу, хочется спросить, выполняли те молодые люди и от чего так дрожали их руки и лица, и что за страх руководил ими?

Воистину сказано, что «борьба мира и действие зла не приостанавливаются даже в эти святые часы Пасхальной радости. Многие предпочитают проповедовать о падении христианства, что они искали Христа и не нашли Его, только для того, чтобы оправдать свое отпадение от Господа. Не будучи в состоянии опровергнуть возрождение мира христианством, они создают свою мудрость, противную Премудрости Божией. Их ум живет только критикой, сомнениями, недоверием, соблазнами, мелочностью и не расположен к духовным предметам и созерцанию величия Божия.

Оздоровление души есть безусловное требование для спасения, также как совершенное покаяние есть необходимое условие для оздоровления душ. Это спасение приобретается твердою верою, которая имеет силу только в земной жизни, когда она свидетельствует о любви к Богу, а в вечности нет неверующих, ибо и бесы веруют и трепещут, потому что многое видят и знают. Есть условия, без выполнения которых пребывание наших душ в Свете Непреступном немыслимо.

Снова появляется в сердце холод и тоска, в уме — сознание своего бессилия, в совести — упрек в нечестности и внутреннее чувство бесконечного отдаления от Христа! Какой это ужас — любить Бога и оскорблять Его, пользоваться Его благостию, беспредельным милосердием и отвечать неблагодарностью и неповиновением, разуметь Его правду и прибегать к обману и лжи! Тогда кающийся на молитве сам не находит иного наименования себе, как «окаянный», ибо все, что было светлого внутри, — загрязнено, уничтожено, потеряно, развращено, все искреннее, возвышенное истреблено неправдой и оскорблено обманом». (Священномученик Серафим Чичагов)

После инцидента священнослужители вынесли и установили в Храме поруганные иконы, о которых на Молебном стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Я благословляю никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать эти иконы. Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире».

Верующие с трепетом и со слезами на глазах молились и прикладывались к поруганным Святыням. Прихожане начали тихо петь пасхальные гимны и песнопения. Возникло то удивительное чувство единения, которое поражало своей внутренней силой и глубиной на Молебне 22 апреля, и на стоянии в бесконечных людских потоках к Поясу Пресвятой Богородицы в ноябре 2012 г. Гимн Богу превратился в гимн нашему народу, удивительному, доброму, сильному, очень терпеливому и очень яростному, когда придется защищать свои ценности. В такие минуты понимаешь, что самая великая ценность России – это ее люди. «Умом Россию не понять», - писал Ф. Тютчев. Но понять Россию можно, если вооружиться христианскими ценностями.


<<< Вернуться к списку новостей

 
 

Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского