РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_Новости_
Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 119019, г.Москва, ул.Волхонка, д.15

24.03.2013  |   24 марта 2013 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

24 марта 2013 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и Чин Торжества Православия в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; архиепископ Астраханский и Камызякский Иона; архиепископ Томский и Асиновский Ростислав; архиепископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском; епископ Никон (Миронов); епископ Серафим (Зализницкий); епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Предстоятелю Русской Церкви сослужили также: архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском; архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском; архимандрит Александр (Пихач), представитель Американской Православной Церкви при Патриархе Московском; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Вахтанг (Липартелиани) (Грузинская Православная Церковь), клирик храма св. вмч. Георгия в Малых Грузинах; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в Российской Федерации Михаил Спинеллис и сотрудники Посольства Греции в России; Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич; Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Словения в Российской Федерации Ада Филип-Сливник; Апостольский Нунций в РФ архиепископ Иван Юркович; представители посольств Польши, Чехии, Албании.

               

               

               

               

               

               

               

                
 

27 марта отмечается День Внутренних войск МВД России. В связи с этим богослужение посетили: заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, главнокомандующий Внутренними войсками МВД России генерал армии Н.Е. Рогожкин; заместитель главнокомандующего Внутренними войсками по работе с личным составом генерал-лейтенант В.Ю. Новожилов; командование и личный состав частей Внутренних войск, дислоцирующихся в московских гарнизонах.

На малом входе Предстоятель Русской Церкви возвел архиепископа Астраханского и Камызякского Иону и архиепископа Томского и Асиновского Ростислава в сан митрополита — в соответствии с решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. об учреждении Астраханской и Томской митрополий (журналы №№ 19, 20).

Клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры диакон Константин Барган был возведен в сан протодиакона.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.

За Божественной литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил протодиакона Александра Михеева, клирика храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, во пресвитера.

Проповедь перед Причастием произнес священник Александр Мазырин, клирик храма святителя Николая в Кузнецах.

По окончании Литургии Святейший Патриарх совершил чин Торжества Православия, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

***

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!"

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема* провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Cпасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры, и "Вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной, а "Многая лета" - живущим.

 


<<< Вернуться к списку новостей

 
 

Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского