РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_Новости_
Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 119019, г.Москва, ул.Волхонка, д.15

09.03.2014  |   9 марта 2014 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии в сослужении сонма архиереев и духовенства совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

9 марта 2014 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии в сослужении сонма архиереев и духовенства совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию сослужили: Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города; Высокопреосвященнейшие архиепископы: Филиппопольский Нифон, представитель Православной Церкви в Антиохии при Московском Патриаршем престоле, Верейский Евгений, Преосвященные епископы: Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Московском Партиаршем престоле, Илиан (Востряков), Серафим (Зализницкий), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Серпуховский Роман, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай, Зарайский Константин; протоиереи: Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, архимандрит Александр (Пихач), представитель Православной Церкви в Америке при Московском Партиаршем престоле, духовенство соборного храма, духовенство г. Москвы.

За Богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкаева.

Проповедь после запричастного стиха произнес клирик Храма Христа Спасителя протоиерей Андрей Марущак.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий поздравил сослужащее духовенство и всех собравшихся с праздником Торжества Православия.

За богослужением молились представители дипломатического корпуса православных государств.

               

               

               

               

               

               

        

О Чине Торжества Православия

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!"

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема** провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

 


<<< Вернуться к списку новостей

 
 

Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского