РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_Новости_

31.03.2013  |   30 марта 2013 года, по благословению Ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева и предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви, митрополита Московского и Всея Руси Корнилия, в Воскресной школе Храма Христа Спасителя прошел выездной урок по истории богослужебного пения, который провел клирик Храма Христа Спасителя протодиакон Николай Филатов.

30 марта 2013 года, по благословению Ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева и предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви, митрополита Московского и Всея Руси Корнилия, в Воскресной школе Храма Христа Спасителя прошел выездной урок по истории богослужебного пения, который провел клирик Храма Христа Спасителя протодиакон Николай Филатов.

Урок проходил в Рогожской слободе. В начале урока ребята посетили Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Экскурсию по храму провел клирик храма иерей Павел Гумеров. Он рассказал о истории храма, истории месточтимых икон и укладе приходской жизни.

               

               

               

               

               

               

               

               

            
 

В 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне. Храм начали строить на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского согласия. На строительство было дано, по согласованию с правительством императора Николая I и Святейшим Синодом, высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свидетельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма.

Старообрядцам, перешедшим в Единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен единоверцами, он и стал официально называться Николо-Единоверческим храмом на Рогожском кладбище города Москвы.

Современный вид в «русском стиле» Никольский храм принял после перестройки в 1863-1866 гг. по проекту архитектора В. Н. Карнеева на средства купца Н. М. Алясина.

В храме Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище хранится старинная икона святителя Николая, с которой связано одно весьма интересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного монастыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм посетил наследник Российского престола великий князь Николай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митрополита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святителя Алексия Московского в Чудовом монастыре Московского Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее перенесение в Никольский храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вместить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посредине имеется пустой квадрат. Что это означает? По православной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мокрый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В приходе Никольского храма, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, творит, и будет творить до скончания века. Неизвестный благочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в будущем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомневается.

В продолжении урока ребята посетили действующий Покровский кафедральный собор на Рогожском кладбище, где к тому времени уже закончилась служба. Экскурсию продолжил экскурсовод Рогожской слободы, Михаил Григорьевич Николаев.

Внутреннее убранство храма впечатляет своей красотой и строгостью. Стены, колонны и своды расписаны в древнерусском стиле мастерами из Палеха в характерных зелено-золотых тонах. Храм украшают огромные лампады и паникадила с настоящими восковыми свечами, которые зажигают перед Богослужением, становясь на высокие лестницы.

Покровский собор сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, после чего план строительства собора был пересмотрен.

7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали красные сургучные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.

После посещения Покровского собора, урок продолжился в зимнем одноглавом храме во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора. Храм построен в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.

Ребята встретились с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви, митрополитом Московским и Всея Руси, Корнилием. Услышали богослужебное пение, старинного знаменного распева, которое исполнили клирошане кафедрального собора. Клирошане рассказали об особенностях знаменного пения "по крюкам".

В заключении поездки ребята пообедали в трапезной Рогожской слободы.


<<< Вернуться к списку новостей





Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского   Духовные беседы c прот. Андреем Овчинниковым   Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 119019, г.Москва, ул.Волхонка, д.15