РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_Новости_

01.12.2014  |   С 3 по 6 ноября 2014 года, по благословению Ключаря Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, протоиерея Михаила Рязанцева группа учеников и выпускников Воскресной школы Храма Христа Спасителя совершила паломническую поездку по Святым местам Псковской Епархии. Записки паломников.

С 3 по 7 ноября 2014 года, по благословению Ключаря Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, протоиерея Михаила Рязанцева группа учеников и выпускников Воскресной школы Храма Христа Спасителя совершила паломническую поездку по Святым местам Псковской Епархии.

Записки паломников.

3 ноября 2014 года, по благословению Ключаря Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, протоиерея Михаила Рязанцева группа учеников и выпускников Воскресной школы Храма отправилась в паломническую поездку по Святым местам Псковской Епархии.

Мы собрались на Ленинградском вокзале, выполнили задание преподавателя Воскресной школы, протодиакона Николая Филатова, осмотреть бюст архитектора Константина Андреевича Тона, спроектировавшего наш Храм Христа Спасителя и Ленинградский (Николаевский) вокзал в г. Москве. Бюст расположен на улице, справа от центрального входа в здание вокзала. Он установлен на высоком шестигранном мраморном постаменте, на котором закреплена табличка с надписью: "Архитектор ТОН Константин Андреевич автор здания Ленинградского вокзала". Сам бюст представляет собой скульптуру уже немолодого человека, в левой руке которого зажаты циркуль и листы с изображением Николаевского вокзала.

Шел дождь, но настроение было прекрасное. Началась посадка на поезд Москва - Псков и мы дружно пошли к нашему вагону. Попрощавшись с родителями и разместившись, все собрались в одном купе, где поздравили Машу Нестерову с днем рождения, спели ей «Многая лета», попили чай с тортом и пошли играть в настольные игры, после чего мы прочитали вечерние молитвы и легли спать.

4 ноября 2014 года, в праздник Казанской иконы Божией матери паломническая группа Храма Христа Спасителя прибыла в Псков.

Проснулись в 6:30. Прочитали утренние молитвы, собрали сумки и в 7:30 прибыли в Псков. У вагона нас встретила экскурсовод - Любовь Владимировна, с которой мы на микро-автобусе отправились в город Остров.

Первая наша остановка была у дома станционного смотрителя, по одной из версий, именно этот дом описывает А.С. Пушкин в своем одноименном произведении. Прошли по старинным висячим мостам. На примере нашего друга Кирилла нам показали строение храма. Зашли в храм Николая Чудотворца. Так как мы приехали в праздник Казанской иконы Божией Матери, то увидев в дали Спасо-Казанский Симанский монастырь и услышав колокольный звон, который доносился оттуда, мы спросили у экскурсовода, когда мы посетим это святое место, но нас сначала ждали в Пушкинских горах.

Завтракали по-псковски, то есть нельзя оставлять еду на тарелке, надо все доедать. Еды было очень много. Под конец мы уже не могли есть, поэтому пришлось забрать блины с собой.

По дороге в Пушкинские горы Любовь Владимировна рассказывала нам про старинные псковские наречия, многие не понимали, что и на каком языке она говорит, но было интересно.

Так же мы узнали, что в Псковской духовной семинарии учился патриарх Тихон, его называли "патриаршенькой".

Приехали в Святогорский мужской монастырь что на Синичьей горе, где главнейшая святыня монастыря — икона Богородицы Одигитрия, по преданию была найдена около 1566 года пастухом Тимофеем на одном из холмов ,посетили могилу Пушкина, узнали историю монастыря. Зайдя в храм, приложились к чудотворным иконам и подали требы.

Нам рассказали удивительную историю про старца Геннадия и его смирение. По его пожеланию, он похоронен на ходовом месте, где нет ни холма, ни креста.

Когда мы вышли из монастыря, светило солнце, слышалось щебетание синиц, а из соседнего храма доносился колокольный звон.

Проехав "дремучий пушкинский лес", мы попали в село Михайловское. Красота этих мест восхищала нас. Как же не быть поэтом, среди такой красоты! Мы медленно прогуливались по усадьбе, знакомились с местами, которые описывал в своих произведениях А.С.Пушкин, слушали рассказ о жизни в усадьбе в те годы, когда здесь был в ссылке великий поэт.

Какой простор! Экскурсовод пошутила, предложив нам наперегонки добежать до мельницы, которая виднелась в дали. Бросив куртки и вещи, мы дружно рванули вниз по склону, оставив экскурсовода в недоумении. Вернувшись обратно, присели на крыльцо пушкинского дома перевести дух. Экскурсия продолжилась. Зайдя в дом, Любовь Владимировна предложила нам присесть на скамеечку, но так как она оказалась очень маленькой, мы расположились на полу. И в таком положении во всех комнатах усадьбы мы внимательно слушали и записывали информацию. Потом шутили, что мы посидели в гостях в комнате у Арины Родионовны . Выйдя из дома, мы встретили автора книги "Деревенский Пушкин".

Гуляя по парку, мы слушали рассказы про Анну Кёрн, читали стихи, продолжая за экскурсоводом и любовались русскими пейзажами. Нагуляв аппетит, мы отправились на обед.

Потом поехали в Тригорское, где первым делом поднялись к храму Георгия Победоносца. Храм был закрыт, но нам рассказали про захоронения на погосте. Почтили минутой молчания память известного реставратора Саввы Ямщикова и бывшего директора усадьбы Тригорское - Семена Гейченко. Посетили дом - музей друзей А.С.Пушкина Осиповых-Вульф в Тригорском. Вот "скамейка Онегена", дуб который жил два раза. Понаблюдали за заходом солнца. Вообще, в этот день была необычно для ноября теплая и солнечная погода. Ужинали в том же кафе, что и завтракали, но в этот раз мы съели всё.

Был уже вечер, когда мы приехали в Спасо-Казанский Симанский женский монастырь. Так, как службы не было, он был закрыт, но для нас его открыли. Мы помолились, приложились к местным святыням, поставили свечи, подали требы.

По дороге в хостел, сделали остановку у памятника шестой роте ВДВ. В очередной раз, слушая рассказы о героической гибели молодых ребят, на глаза наворачивались слезы. Еще больше хотелось плакать, когда в автобусе смотрели фильм "Фортпост".

Разместившись в хостеле, за чашкой чая с утренними блинами, написали статью о событиях прошедшего дня для сайта Храма и встали на общую молитву. Спали очень хорошо.

5 ноября 2014 года. Второй день паломнической поездки.

Проведя комфортную ночь в хостеле "Здоровый город" и совершив утреннее молитвенное правило, наша группа направилась в кафе "Золотая рыбка" на завтрак. Теперь у нас экскурсоводом была Виктория.

После завтрака была обзорная экскурсия по Пскову. Мы посетили Довмонтов город, Троицкий собор, "вечевую площадь". Помолившись в Троицком соборе, в приделе Казанской иконы Божией Матери, приложившись к иконам и мощам, отправились дальше.

Следующая наша остановка была у храма Покрова и Рождества Божией Матери (от пролома). В этом месте молился инок Дорофей, которому явилась Богородица. Очень необычный храм с большим притвором, в который раньше ставили лошадей, принадлежавших молящимся в храме.

Дальше наш путь лежал в Мирожский мужской монастырь. Узнали историю монастыря, нам рассказали о росписях и сохранившихся фресках в храмах. В монастыре расположены иконописные мастерские, Было интересно узнать, что здесь отливают свечи старинным способом. В храме подали требы, помолились. Попросили монахов молиться о здравии всех клириков Храма Христа Спасителя.

Следующий монастырь был женский Снетогорский. Зайдя на территорию, мы увидели, что перед большой цистерной служится водосвятный молебен.

Мы решили остаться помолиться на молебне и начали петь вместе с инокинями. После молебна батюшка дал нам крест, окропил святой водой и разрешил попить. Батюшка спросил откуда мы, так как наши лица ему были знакомы. Мы сказали, что мы паломники из Москвы , он благословил нас. Ребята помогли инокиням перенести баки с водой. И наконец - то экскурсовод начала свой рассказ, так как до этого ей не удалось увести нас с молебна. Помолившись и подав требы, мы отправились дальше.

По дороге в Крыпецкий монастырь нам рассказывали его историю и еще про чудо , как в храме Архистратига Михаила на Чудском озере пятого апреля свечи и лампады зажигались сами. Приехав в монастырь, нас пригласили на трапезу. Монастыри на псковской земле все строгого устава, трапеза в них скромная, но очень вкусная. После трапезы, помолились в храме, приложились к святым мощам и иконам, подали требы и поднялись на колокольню. Полюбовавшись на монастырь с высоты, мы спустились вниз и отправились в Печоры. Так как мы готовились к общему Причастию, чтобы не терять времени, в автобусе по очереди прочитали канон и последование. Старшие ребята, передавая друг другу микрофон, читали вслух.

Приехали в Печоры, быстро оставили вещи в гостинице, пошли на Всенощное бдение в Свято- Успенский Псковско-Печерский монастырь. Служба уже началась, мы немного опоздали. Экскурсовод, посмотрев расписание у ворот монастыря, была удивлена, что служба проходила в Михайловском храме, который бывает открыт очень редко. В храме приятно пахло ладаном , народу на службе было много. Мы молились, и когда настало время идти на ужин, вышел на исповедь священник. Мальчишки исповедовались первыми, младшие ушли на ужин, некоторые остались на исповедь. Исповедовались долго, и каждый получил духовное наставление. Беседовать с батюшкой было очень интересно. После исповеди было очень спокойно и легко на душе, все вопросы были разрешены.

Придя в гостиницу, оказалось, что ужин перенесли на более позднее время и мы правильно сделали, что остались в храме. Поужинав, мы собрались в холле гостиницы, вместе прочитали вечерние молитвы, написали о дне прошедшем и разошлись по номерам. Так как день был насыщенным, мы сразу уснули.

6 ноября 2014 года. Третий день паломнической поездки .

Третий день паломнической поездки нашей группы по святым местам Псковской земли начался с братского молебна в Успенском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Позже, помолившись за Божественной литургией, вся группа причастилась Святых Христовых Таин. На душе было легко и спокойно. Вышли из храма. Наш экскурсовод рассказала нам о монастыре, находясь здесь мы вспоминали отрывки из книги «Несвятые святые». Затем пошли в Богом зданные пещеры. Освещая путь свечами, мы шли за экскурсоводом Сергеем, который рассказывал нам про пещеры и про тех людей, что в них захоронены. В пещерном храме Воскресения Христова пропели тропарь Пасхи, после чего батюшка из другой группы паломников помазал нас елеем. Было ощущение, что в обители время замедляет свой бег, не было суеты. При выходе из пещер приложились к святым мощам. Затем поднялись по лестнице на Святую горку, куда раньше приходили монахи для сугубой молитвы. Дошли до дуба, который посадил прп. Корнилий, прислонились к камню, на котором молился прп. Марк. До сих пор ощущается вековая намоленность этих мест, ведь монастырь никогда не закрывался. Нам рассказали про колокола, предположительно подаренные Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I, а также про звонницы, которые характерны для Псковской земли. Спокойно проходя по дорожкам, мы наблюдали за белками и птицами, которые здесь совсем не боятся людей.

Спустились со Святой горки. Зашли в Сретенский храм, где приложились к многочисленным частичкам святых мощей , в том числе прп. Симеона, попросили их молитвенной и духовной помощи. Выйдя из храма, мы встретили о. Анатолия, который нас всех благословил и повел в келью прп. Симеона, где, помолившись, он очень интересно рассказывал про жизнь преподобного, о его подвиге послушания, и о том, как и сегодня важно послушание для всех нас, а так же о многих чудесах, связанных с преподобным Симеоном , здесь же помазал нас елеем.

После этого мы пошли в келью о. Иоанна ( Крестьянкина). Долго сидели в коридоре и ждали благословения архимандрита Филарета. Спустя некоторое время дверь в келью открылась. Архимандрит Филарет вышел и рассказал нам о жизни о. Иоанна и о правилах посещения кельи старца. Очень тихо и с большим благоговением мы вошли в маленькую светлую комнатку, приложились к ковчегам с полумантией Амвросия Оптинского, деревянному кресту, епитрахили и полумантии о. Иоанна. В келье архимандрит Филарет помазал нас миром и окропил святой водой, выходя , каждый получил просфору, конфетку и книжечку на память от о. Иоанна. Это все было очень трогательно.

Набрав святой воды из источника и пройдя рядом с "кровавой дорожкой", мы нехотя покинули монастырь, но впереди у нас было еще много интересного и полезного для нас.

Пообедали, собрали вещи и отправились в Изборск, где посетили собор Николая Чудотворца, крепость и Словенские ключи, где набрали воды и умылись.

Дальше наш путь лежал в Выбуты - родину равноапостольной княгини Ольги. Мы прошли крестным ходом с песнопениями от храма пророка Илии до Ольгиного камня, возле которого мы спели тропарь и величание равноапостольной Ольге. Такой крестный ход здесь был впервые. Вернувшись обратно, мы помолились в храме Николая Чудотворца, смотритель разрешил нашим звонарям позвонить в колокола на звоннице.

После Выбут поехали на ужин, а затем на вокзал. На привокзальной площади мы зашли в Царственную часовню (там раньше молились цари), помолившись , батюшка нас помазал и благословил в дорогу.

Уезжать не хотелось!

Забирая вещи из автобуса, мы поблагодарили нашего экскурсовода Викторию и водителя Дмитрия, долго махали им руками на прощание .

Сели в поезд. Как же было неожиданно и радостно увидеть в вагоне нашего экскурсовода Любовь Владимировну, которая пришла нас проводить и подарила нашей Воскресной школе книжку "Деревенский Пушкин" и свечи из Пушкинских гор. Поезд тронулся, мы разошлись по своим купе, попили чай, немного пообщавшись, прочитали вечернее правило и легли спать. Рано утром мы вернулись в Москву, на перроне нас уже ждали родители.

Наша паломническая поездка по святым местам Псковской епархии завершилась.

Эта поездка нас еще больше сплотила, мы очень часто вспоминали Валаам. Наша прошлогодняя поездка была для нас хорошим уроком и в этот раз, мы старались уберечь младших от наших прошлых ошибок. Младшие, в свою очередь, старались подражать нам в молитве и дружбе.

Особую сердечную благодарность мы хотим выразить Ключарю Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву за незабываемую паломническую поездку!

Эта паломническая поездка для нас была очень полезна. Поучительная и познавательная, она на долгое время останется в памяти.

От всей души хотим поблагодарить за помощь в организации и проведении этого паломничества: координатора паломнической службы Псковской епархии «Вертоград» Юлию, экскурсоводов Любовь Владимировну и Викторию, а так же водителя Дмитрия, которые сопровождали нашу группу на Псковской земле.

Выпускники Воскресной школы Храма Христа Спасителя

<<< Вернуться к списку новостей

Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского   Духовные беседы c прот. Андреем Овчинниковым   Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 119019, г.Москва, ул.Волхонка, д.15